Тренажер для смертников

Jan 20, 2023 14:27



Ровно 80 лет назад, 20 января 1943 года, в "империи Маньчжоу-Го", а точнее - в оккупированной японцами Маньчжурии начался серийный выпуск учебно-тренировочных истребителей "Накадзима" Ки-79. До конца войны эта машина, растиражированная в полутора тысячах экземпляров, являлась основным летающим тренажером в японских летных училищах истребительной авиации.

В воздушных боях 1942 года над Тихим океаном японцы потеряли много пилотов. Для восполнения этих потерь требовалась интенсивная подготовка кадров, а для нее - большое количество новых учебных машин. Чтобы сократить время на их разработку и освоение в производстве, в Токио решили не проектировать такую машину "с нуля", а взять за основу морально устаревший истребитель "Накадзима" Ки-27, три года назад хорошо проявивший себя на Халхин-Голе, но уже не годившийся для боев с новыми американскими самолетами.

Ки-79 выпускался в двух вариантах: одноместном Ки-79 Ко - для индивидуальных тренировок и двухместном Ки-79 Оцу - для полетов с инструктором. Конструкция Ки-27 осталась почти неизменной, только 720-сильный мотор Котобуки Ха-16 заменили более простым и дешевым 500-сильным Ха-13, потреблявшим значительно меньше топлива. От этого максимальная скорость "просела" с 470 до 340 км/ч. но для учебной машины ее сочли достаточной. Кроме того, застекленную кабину истребителя заменили открытой, а из двух синхронных пулеметов оставили один - для обучения воздушной стрельбе.

Поскольку все японские авиазаводы были загружены выпуском боевых машин, для производства Ки-79 выбрали недавно построенный завод "Мансю" в тогдашней столице Маньчжурии Харбине. Соответственно, название самолета поменяли с "Накадзимы" на "Мансю". Выходившие из сборочного цеха самолеты поступали в армейские летные училища в Сендае и Татираи, а также - в авиационно-техническую школу в Токоразаве и в отдельные эскадрильи повышения квалификации летного состава.

В 1944 году из-за нарастающего дефицита алюминия конструкцию самолета радикально переделали, заменив везде, где это было возможно, дюралевые элементы каркаса и обшивки на стальные трубы и фанеру. Самолет значительно потяжелел, а максимальная скорость - соответственно - упала до 280 км/ч. Но с этим приходилось мириться.

В конце того же года, когда японская авиация была вынуждена перейти к тактике камикадзе, появилась очередная и последняя модификация, предназначенная для самоубийственных "специальных атак". Под фюзеляжем этого самолета крепилась 250-килограммовая бомба, с которой летчик должен был таранить вражеский корабль или наземный объект. Такие машины весной 1945 года поступили в 113-ю эскадрилью камикадзе, размещенную на Окинаве, но об их боевом применении ничего не известно.

А в августе 1945-го мой дед - командир 777-го истребительного полка, воевавшего в Маньчжурии, был свидетелем атаки японского смертника на захваченный советскими войсками аэродром Цицикар, куда его авиаполк только что перелетел из-под Читы. По его рассказу, 20 или 21 августа, когда командующий Квантунской армией генерал Ямада уже отдал своим войскам приказ о капитуляции, над аэродромом появился японский истребитель (скорее всего, это был Ки-79), который сделал мертвую петлю и в отвесном пике врезался в землю, очевидно, пытаясь таранить стоянку самолетов. Но летчик сильно промахнулся и его самолет упал на взлетную полосу более чем в сотне метров от советских машин. В результате ни одна из них не пострадала.

На заводском аэродроме Харбина наши захватили большое количество одноместных и двухместных Ки-79, которых японцы не успели эвакуировать в метрополию и применить в качестве смертников. Впоследствии все эти машины были переданы китайцам и использовались в летных училищах до начала 1950-х годов.


Ки-79 Ко в "школьной" раскраске с желтым брюхом и Ки-79 Оцу из 113-й эскадрильи камикадзе.





Одноместные и двухместные Ки-79, захваченные Краской армией в Харбине. Машина на нижнем снимке оснащена подкрыльевыми подвесами для легких бомб.

Маньчжурия, ВВС, авиация, История, Япония, Вторая мировая

Previous post Next post
Up