В промежутке между Новым и "Старым новым" годом принято предаваться воспоминаниям о делах давно минувших дней, преданьях старины глубокой. И мне вспомнилось, что ровно 20 лет назад, в 2003-м, вышла компьютерная игра "Лайонхарт: наследие крестоносца" (Lionheart: Legacy of the Crusader), разработанная фирмой Black Isle (RIP).
И хотя, за прошедшие десятилетия появилось немало отличных игр с увлекательными сюжетами и гораздо более продвинутой графикой, ничего подобного "Львиному сердцу", по-моему, до сих пор не удалось создать никому. На мой взгляд, это один из величайших шедевров гейм-индустрии, который стал "лебединой песней" команды, создавшей Fallout, Planetscape: Torment и Isewind Dale.
Вселенная "Лайонхарта" - уникальна. Я нигде еще не видел столь органичного, гармоничного и остроумного сочетания реальных исторических событий и персонажей с волшебным, жутким и прекрасным миром фэнтези. История этой вселенной началась с "Великого раскола" 1192 года, когда из-за роковой ошибки короля Ричарда Львиное Сердце при совершении некоего древнего магического ритуала, призванного помочь одолеть сарацин, рухнул рубеж между нашим и потусторонним миром.
Добрые и злые духи хлынули через открывшийся портал, навсегда изменив судьбу человечества и неразрывно слившись с ним. Многие из них вселялись в людей, порождая причудливые гибриды - демокинов, фералкинов и сильвантов (в "Лайонхарте" можно играть за представителя любой из этих рас, либо за "обычного" человека). И хотя Ричард, объединившись со своим смертельным врагом Саладином, сумел закрыть портал, магия, заполонившая наш мир, оказалась неистребимой.
Действие игры начинается спустя 400 лет после этих событий в одном из немногих уцелевших в войнах с демонами крупных городов Европы - Нуэва Барселоне. В ней мы встретим таких известных личностей, как Шекспир, Сервантес, Галилей, великий инквизитор Торквемада, Гай Фокс (да, да, тот самый), конкистадор Кортес, Макиавелли, Леонардо да Винчи и многих других. А также - созданных ими и оживших в этом причудливом мире персонажей, например, Дон Кихота и Шейлока. Главным же антагонистом игры является
старейшина гор, сумевший подчинить себе не только ассасинов, но и многих злых духов.
С каждым из них интересно побеседовать на разные темы, некоторые дают сюжетные или побочные квесты, а кое-кого можно даже принять в свою команду. В ходе игры нашему герою предстоит вдоль и поперек изучить город, его окрестности и подземелья, побывать в Англии, Франции, Персии, на Пиренеях и даже в ином мире, в очередной раз спасая человечество от Великого Зла. Ведь он - аватар Ричарда Львиное Сердце и ему надо, наконец, искупить свою страшную вину.
Я не буду пересказывать сюжет, чтобы не портить удовольствие тем, кто решит пройти игру, не испугавшись устаревшей двухмерной графики. Впрочем, плоские фоны в "Лайонхарте" отрисованы так виртуозно, что это компенсирует фиксированную камеру и отсутствие 3D. Разве что, примитивная анимация персонажей, напоминающая движения робокопа, сейчас может вызвать лишь смущенную улыбку.
Однако, погружаясь в волшебный мир игры, на это быстро перестаешь обращать внимание, поскольку сюжет поглощает и захватывает. В самом деле, где еще можно спасти Сервантеса от злобно преследующего его Дон Кихота, вернуть Шекспиру музу, отнятую Шейлоком за долги, отправиться на поиски сокровищ с Эрнаном Кортесом, подружиться с призраком Жанны д`Арк или путешествовать по свету с духом Марко Поло, заключенным в пару стоптанных сапог? Вот только на бедняжку Жанну с правой стороны лучше не смотреть, поскольку при виде слева это красивая девушка, а справа - скелет.
Отдельно надо сказать о музыке "Лайонхарта", написанной
Иноном Зуром: по-моему, она просто бесподобна. Столь красивых, завораживающих и эмоциональных мелодий я не припомню ни в одной другой компьютерной игре. Я и сейчас порой запускаю этот саундтрек.
Click to view
Единственный серьезный недостаток "Лайонхарта" состоит в том, что на последней четверти игры фантазия разработчиков, похоже, иссякла, либо их одолел страшный демон Дедлайн. Поэтому заканчиваются многовариантные "разговорные" квесты, более не появляются интересные персонажи со своими характерами и судьбами, а сюжет превращается в сплошное "рубилово" с толпами монстров, наподобие "Дьябло" и его бесчисленных клонов. Однако это тоже сделано красиво, увлекательно и не отбивает желания пройти игру до конца.
Ну а в заключение, как заведено, - несколько скриншотов.
Лаборатория Леонардо. Интересно, что все его машины - живые (!) и с ними можно разговаривать.
Ведьмина избушка. Курсор с такими стрелочками показывает, что в нее можно войти.
Один из закоулков Нуэва Барселоны, по которой шагает выполнять квест синеволосая девушка-сильвант.
Какая магия закинула этот древний корабль в далекий от моря горный лес?!
Небольшая разборка с татарскими разведчиками у стен Нуэва Барселоны. Да, в игре татаро-монголы под руководством
Кубла-Хана проникли аж на Пиренейский полуостров. Интересно, что после гибели персонажа от него остается дух - синий или красный огонек, видимый теми, кто способен его увидеть. От людей остаются синие духи, от животных - красные, а от татар ... тоже красные. Вот такой, дядя Вова, оголтелый расизм.
Серьезная битва со злым архимагом в зале окаменевших драконов.
Портовая таверна в Нуэва Барселоне. Позволю себе маленький спойлер: дамочка, стоящая у стойки,
на самом деле - переодетый и загримированный английский шпион. А справа с мечом - однорукий Эрнан Кортес. Левую руку он потерял в битве с демонами Нового света.
Волки кусачие. А чтобы открыть ворота нужно магией разбить сторожевые кресты.
Хижину колдуна на сваях посреди озера охраняет его слуга - горный тролль. Очень сильный противник, но его можно уболтать.
А пещерную цитадель старейшины гор сторожит один из последних уцелевших драконов.
Сцена в кафедральном соборе Нуэва Барселоны. В центре - великий магистр тамплиеров Хавьер Фернандес. В мире "Лайонхарта" орден храмовников не был уничтожен в XIII веке, а совместно с инквизицией борется с колдунами и злыми духами. Игроку придется сделать выбор, вступив в одну из этих фракций.
Руины Тулузы захвачены троллями-людоедами, у которых по сюжету надо заполучить важный артефакт. Можно сделать это в стелсовом режиме, можно - в разговорном (тролли - глупы и им несложно запудрить мозги), а можно - в "танковом", если хорошо прокачана боевка. Последний способ - самый сложный, но и самый выгодный с точки зрения сбора трофеев и экспы.
Открытое окно прокачки персонажа. Игрок, сделавший скриншот, решил вложиться по полной в боевку, воровство и "электромагию", полностью проигнорировав магию природы (правая иконка в верхнем ряду). А слева - одна из юрт войска Хубилая неподалеку от Нуэва Барселоны.
Карта мира "Лайонхарта". Как видно, после серии ужасных катаклизмов, последовавших за "Великим расколом", от Европы осталась только Франция, Пиренейский полуостров и западная часть Германии. Англия распалась на полтора десятка мелких островов. Зато Центральная Азия почти не изменилась, на карте легко различить Каспийское и Черное моря, северную часть Персидского залива, реки Тигр и Ефрат. Фигурками на карте отмечены доступные локации. Самая высокая башенка в Испании - Нуэва Барселона.