Ровно 65 лет назад, 22 октября 1957 года, президентом республики Гаити был избран Франсуа Дювалье по прозвищу Папа Док. В 1964 году он провел референдум по поводу бессрочного продления своих полномочий. В бюллетенях для голосования была только графа "да".
К тому времени Дювалье успел распустить парламент, запретить профсоюзы и все оппозиционные партии, лидеры которых были убиты или бежали из страны. Главной опорой его режима стала сформированная им личная гвардия - тонтон-макуты, имевшие право без суда и следствия уничтожить любого по малейшему подозрению в нелояльности диктатору, за исключением узкого круга "неприкасаемых". Разумеется, в таких условиях референдум обеспечил Дювалье пожизненную власть.
Надо сказать, что Папа Док был исключительно колоритной фигурой. Диктаторскую власть он сочетал с неофициальным, но не менее важным постом верховного жреца культа вуду. Мало того, он объявил себя аватаром самого Барона Самеди - бога смерти и повелителя зомби в вудуистском пантеоне. И очень многие гаитяне реально в это верили. Вудуизм со всеми его кровавыми ритуалами и черной магией стал официальной религией тонтон-макутов.
Культ Папы Дока особенно укрепился и стал непререкаемым после того как он провел вудуистский магический ритуал на смерть президента Кеннеди, неразумно отказавшего ему в финансовой помощи. Об этом ритуале было объявлено в гаитянских СМИ, а через три недели Кеннеди приехал в Даллас...
Дювалье ненавидел коммунистов, но при этом он называл себя революционером и преклонялся перед Владимиром Ильичом Лениным, которого он считал великим магом, умевшим повелевать душами десятков миллионов жителей огромной страны и сохранившим эту власть над ними даже после смерти.
Незадолго до собственной кончины Папа Док выразил желание по примеру вождя мирового пролетариата сохранить свое тело в мавзолее для последующего воскрешения. Говорят, что для этого он даже пригласил специалистов по мумификации из советского НИИ биомедицинских технологий, занимающихся поддержанием в "рабочем" состоянии тела Ленина, но ответа почему-то не получил.
Чувствуя приближение Барона Самеди, Дювалье в 1970 году провел очередной еферендум по вопросу - желают ли гаитяне, чтобы неограниченная власть была по наследству передана его сыну - 19-летнему Жану-Клоду. Разумеется, все 100% избирателей горячо одобрили эту идею и ни один человек не высказался против.
Через несколько месяцев, похоронив отца, Жан-Клод, которого за границей прозвали Бэби Доком, занял президентское кресло. Однако до мумификации и строительства мавзолея дело не дошло. Вероятно, наследник всерьез опасался, что папаша может таки ожить и вернуть себе бразды правления.
Бэби Док, ставший самым молодым президентом в истории не только Гаити, но и всего мира, был мало похож на своего батьку. Он не увлекался мистическими культами, не отличался жестокостью, а больше всего на свете любил смачно покушать, что хорошо заметно по его внешности. При нем началась постепенная либерализация режима, закономерно приведшая к тому, что народ взбунтовался.
Как обычно, застрельщиками выступила молодежь и интеллигенция. В январе 1986 года в стране началась всеобщая забастовка студентов и преподавателей, потом вспыхнули уличные волнения и демонстрации с требованием свободы и демократических выборов. Волнения быстро переросли в столкновения с полицией, на улицах столицы выросли баррикады, раздались выстрелы, появились жертвы.
В ответ на это Бэби Док, вместо того чтобы задействовать тонтон-макутов и утопить мятеж в крови, как несомненно сделал бы его отец, сел в самолет и вместе с семьей улетел в США. А на Гаити после 29 лет стабильности и благополучия наступили смутные времена непрерывных путчей и переворотов, когда власть менялась чуть ли не ежегодно, чтобы вскоре быть свергнутой очередной группой заговорщиков. Однако это уже другая история.
А Бэби Док, безбедно прожив 25 лет во Флориде, в 2011 году внезапно вернулся на родину, заявив, что в трудный час хочет быть вместе со своим народом. Он имел в виду страшное землетрясение 2010 года, полностью разрушившее столицу и приведшее к гибели сотен тысяч человек.
Однако на Гаити он был никому не нужен. Против него выдвинули обвинение в коррупции и незаконном присвоении государственных средств, но до суда дело не дошло. В 2014 году бывший диктатор умер от инфаркта.
На заставке - тонтон-макуты в устрашающих масках, с помощью которых они производили неизгладимое впечатление на соотечественников.
Тонтон-макуты на параде, образцы вооружения и повседневной экипировки этой организации, а также - ее нарукавная эмблема. Впрочем, эмблема, скорее всего, современный фейк, поскольку ни на одной аутентичной фотографии "гвардейцев вуду" ее не видно.
Тонтон-макуты на построении без оружия. Фото сделано в 1977 году, то есть, уже при Бэби Доке.
Уже через год после "воцарения" Папы Дока были выпущены посвященнные ему почтовые марки.
А чуть позже его портрет украсил все гаитянские банкноты, которые, кстати, печатались в США, а их дизайн был скопирован с американских долларов.
Слева - Папа Док с женой и наследником. Обратите внимание, что в левой руке он держит автомат, с которым никогда не расставался, покидая свою резиденцию. Справа - он же выступает перед микрофоном под собственным портретом.
Дювалье в своем лимузине с неизменным автоматом.
Еще один снимок семейки диктатора, и опять батька с автоматом. Крайний слева - генерал-лейтенант Анри Намфи, который ненадолго возглавит страну после свержения Бэби Дока.
Печальная церемония прощания с папой. Только в гробу он выпустил из рук свой верный автомат.
Какая-то вечеринка тонтон-макутов. В центре - комендантша центральной политической тюрьмы Гаити мадам Розали Аугуста, она же Розали Боске, она же Макс Адольф. Последнее мужское имя она придумала себе сама и предпочитала, чтобы в общении с ней все употребляли именно его.
По рассказам, эта маленькая женщина с явными гендерными отклонениями отличалась невероятным садизмом и лично замучила около двух тысяч узников, постоянно изобретая различные изощренные пытки. А общее количество жертв тонтон-макутов оценивается в 50-60 тысяч человек при общей численности населения Гаити во времена Папы Доке примерно в 4 миллиона человек.
Жан-Клод тюрьму закрыл, а "Макса Адольфа" назначил ... столичным мэром. На этом посту она сделала немало полезного, в частности, при ней началось строительство первой на Гаити канализации. После бегства Бэби Дока "Макс Адольф" бесследно исчезла.
Колдуньи вуду проводят ритуал, посвященный барону Самеди.
Далее - подборка фотографий различных мероприятий и публичных церемоний времен диктатуры Папы Дока. Примечательно, что, сколько я ни вглядывался в эти снимки, мне не удалось найти на них ни одной улыбки. Все лица, даже у детей, либо торжественно-серезные, либо испуганные, либо уныло-угрюмые. Впрочем, наверное, так и должно быть в стране, где правит Смерть.