Приехали

Sep 19, 2022 21:17



Ровно 85 лет назад, 19 сентября 1937 года, Политбюро ЦК ВКП(б) приняло секретное постановление о репрессировании бывших работников Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), вернувшихся в СССР после того как эта дорога, проходившая по территории Маньчжурии, была продана за 70 миллионов японских иен марионеточному прояпонскому правительству "Империи Маньчжоу-Го".

В 1929 году Красной армии удалось защитить КВЖД от попытки ее захвата тогдашним маньчжурским правителем Чжаном Сюэляном. Но после того как в 1931 году японцы оккупировали Маньчжурию и посадили местный трон свою куклу - "императора" Пу-И, они вскоре предъявили Советскому Союзу ультиматум с требованием уступить магистраль, угрожая в противном случае захватить ее силой.

Понимая, что японская армия это далеко не опереточное войско Сюэляна (которое японцы разгромили за несколько дней), и что к полномасштабной войне с Японией СССР еще не готов, в Кремле решили принять ультиматум. Разумеется, в советских СМИ это было представлено как добровольная и выгодная сделка.

Затем в течение нескольких месяцев из Маньчжурии в СССР переехало более 25 тысяч железнодорожников: машинистов, кочегаров, рабочих и инженеров ремонтных мастерских, путевых обходчиков, охранников и сторожей, конторских служащих и прочих работников, а также - членов их семей, имевших советское гражданство. Большинство из них жило в Маньчжурии много лет, а некоторые - еще с дореволюционных времен.

И вот, во времена "большого террора" этих людей сочли слишком опасными, а потому на всякий случай решили уничтожить или "стереть в лагерную пыль". В подписанном на следующий день после постановления Политбюро секретном приказе наркома НКВД Ежова №00593 было сказано, что "харбинцы" (так на энкаведешном жаргоне называли бывших работников КВЖД и других русских репатриантов из Маньчжурии) "в подавляющем большинстве являются агентурой японской разведки, которая направила их в Советский Союз для террористической, диверсионной и шпионской деятельности" (конец цитаты).

А потому репрессировать надо всех, поголовно, что и было сделано. Уже к декабрю 1937 года все 25 тысяч "харбинцев" оказались в тюрьмах. А кроме них было арестовано еще 6,5 тысяч человек, которых "харбинцы" указали на допросах как своих сообщников в шпионско-диверсионной деятельности. Как известно, допрашивать молодцы-ежовцы умели на славу.

Таким образом, общее число репрессированных по "железнодорожному" делу достигло 31,5 тысячи человек, из которых 19 тысяч "спецтройки" приговорили к расстрелу, еще 10,5 тысяч - к десяти годам лагерей и только около двух тысяч человек получили меньшие сроки заключения. Оправданных, разумеется, не было, сталинская машина "правосудия" работала без брака.

Однако в дальнейшем, после смерти родного и любимого вождя, все репрессированные "харбинцы" были реабилитированы (большинство - посмертно), а все выдвинутые против них обвинения - признаны ложными и клеветническими.

На заставке коллективный портрет на память работников 2-го участка Харбинского паровозного депо КВЖД, сделанный в 1935 году, незадолго до возвращения в СССР. Интересно, пережил ли кто-то из них "большой террор"?

СССР, Террор, спецслужбы, История, политика

Previous post Next post
Up