В начале семидесятых годов позапрошлого века город Эдинбург можно было назвать не только столицей Шотландии, но и мировой столицей стимпанка, поскольку по улицам этого города уже курсировали паровые автобусы, причем различных моделей, чего не было даже в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Берлине и Санкт-Петербурге.
Все началось с того, что местный изобретатель Роберт Уильям Томсон в 1869 году наладил вывоз угля с шахт на безрельсовом грузовом поезде собственной конструкции. Вскоре к нему пришла мысль о том, что локомотив этого поезда вполне годится и для перевозки пассажиров, надо только разработать соответствующий вагон.
Уже через год первый паровой автобус Томсона вышел на испытания. Он представлял собой большую двухэтажную "двуколку", прицепленную к трехколесному паровозу. Машина, получившая название "Нью Фаворит", весила 19 тонн и могла перевозить до 40 человек: 16 на первом этаже, где в салоне стояли мягкие диваны, и 24 - на втором, где вдоль открытых бортов шли простые деревянные лавки.
В сентябре 1871 года появился второй автобус с усовершенствованным локомотивом и немного видоизмененным вагоном. Он был заказан колониальным правительством Индии, но по какой-то причине остался в Шотландии, где и стал возить пассажиров.
Статья о новом автобусе Томсона с рисунком его общего вида и чертежом парового котла в октябрьском номере журнала The Engineer за 1871 год.
Был и третий тип, состоявший из паровоза с горизонтальным котлом и двухосной двухэтажной кареты.
Паровые маршрутки для Эдинбурга проектировал не только Томсон. В 1870 году инженер Хэррис запатентовал и вскоре построил трехколесный двухэтажный автобус "Пионер".
Внешний вид готового "Пионера" несколько отличался от патентного чертежа, но общая конструктивная схема не изменилась. Любопытно выглядит длинная дымовая труба, идущая горизонтально между лавками второго этажа и выведенная за корму. Как видно на снимке, кататься на "Пионере" не боялись даже маленькие дети.
Еще один шотландский паровой омнибус, спроектированный инженером Леонардом Тоддом, был назван "Эдинбургом" и запатентован в 1872 году. Он был меньше "Пионера", но опирался на четыре колеса и имел аж две дымовые трубы. Правда, мне не удалось выяснить, был ли он построен или так и остался на бумаге.