80 лет наазад, 23 декабря 1941 года, впервые взлетел прототип самолета "Мюрскю" (Myrsky - буря) - единственного серийного истребителя, спроектированного и выпускавшегося в Финляндии. В отличие от большинства других самолетов, у него не было "единоличного" главного конструктора, а в качестве разработчиков указывают творческий коллектив из четырех инженеров государственного авиазавода "Валтион Лентоконетендас" в городе Тампере. Проектирование началось еще летом 1939 года, но велось довольно неспешно.
Финляндия в те времена была страной далеко не богатой, поэтому самолет создавался по максимально упрощенной технологии, с минимальным использованием дорогого и дефицитного дюралюминия. Фюзеляж представлял собой сварную ферму прямоугольного сечения из стальных труб с накладными деревянными опалубками, придававшими ей обтекаемую форму. Крыло и оперение - цельнодеревянные с фанерной обшивкой. Фюзеляж также покрыли фанерой и только капот сделали из алюминия.
Ничего не напоминает? Это конструкция Як-1, почти "копейка в копейку", с той лишь разницей, что у "Яка" хвостовая часть фюзеляжа обтягивалась полотном. Но двигатель у "Мюрскю" был совсем другой - американская 14-цилиндровая двухрядная "звезда" воздушного охлаждения "Пратт энд Уитни" R-1830. Партию таких моторов финны до войны закупили в США, а потом еще несколько десятков получили от немцев, захвативших их в качестве трофеев. Вооружение состояло из четырех крупнокалиберных пулеметов "Браунинг", а под крылом предусматривалось крепление двух 100-килограммовых бомб или подвесных бензобаков соответствующей массы.
Из-за смешанной конструкции с преобладанием древесины самолет получился довольно тяжелым. Соответственно, летные характеристики оказались далеко не выдающимися, в частности, максимальная скорость не превышала 530 км/ч. Всего построили четыре прототипа. три из которых разбились на испытаниях, погубив двоих пилотов. Причиной был флаттер и некачественная склейка деревянных деталей. На решение этих проблем ушел почти год и только в конце 1942-го началось серийное производство.
Всего было заказано 50 "Бурь", из которых до выхода Финляндии из войны успели построить 47. Но только 30 из них летом 1944-го попали на фронт и лишь 15 совершали боевые вылеты. К тому времени финны получили из Германии полторы сотни "Мессершмиттов", на фоне которых их собственный истребитель выглядел совсем убого.
Сколь-нибудь заметных успехов пилоты "Мюрскю" не добились, только в одном бою лейтенант Линден повредил Як-9, а капитан Виркунен попал в Ла-5. Но обе поврежденные машины вернулись на свои аэродромы. Впрочем, боевых потерь тоже не было, зато отмечалась высокая аварийность. До 1947 года, когда "Мюрскю" сняли с вооружения и отправили на слом, 10 из 47 серийных машин разбились в авариях и катастрофах. В общем, финский опыт создания истребителя никак нельзя назвать удачным.
Сборка "Мюрскю" на авиазаводе в Тампере.
"Мюрскю" с подвесными баками на полевом аэродроме.
"Мюрскю" с опознавательными знаками времен войны и с послевоенными эмблемами.