Ровно 85 лет назад, 4 ноября 1936 года, в небе Мадрида впервые вступили в бой с фашистами советские летчики на истребителях Поликарпова И-15. Эти самолеты в Испании сразу получили прозвище "Чатас", то есть, "плоские" или "курносые", очевидно, за широкое и плоское "лицо" радиального мотора.
Несмотря на то, что для наших пилотов это был первый в жизни реальный воздушный бой, они провели его на удивление хорошо и результативно. В то утро большая группа фашистских самолетов: 12 тяжелых трехмоторных бомбардировщиков "Юнкерс" Ju-52 из германского легиона "Кондор" и пять итальянских легких бомбардировщиков "Ромео" Ro-37 под охраной девятки истребителей "Фиат" CR-32 из эскадрильи "Ла Кукарача" вылетели на бомбардировку столицы Испании.
Но над западной окраиной города их встретили девять "Чатас" под руководством "полковника Хулио". Такой псевдоним носил в Испании комбриг Петр Пумпур - командир первой группы советских летчиков-добровольцев, которых официально там не было. Присутствие российских военных на Пиренейском полуострове тщательно скрывалось даже тогда, когда это стало для всего мира "секретом Полишинеля".
Итальянские истребители, заметив перехватчики, бросились на защиту своих "подопечных" и вступили с "курносыми" в бой на виражах. Однако это была ошибка, поскольку итальянцы не знали об исключительной верткости И-15, которые за счет меньшго времени и радиуса разворота легко заходили врагам в хвост и расстреливали с близких дистанций. Вскоре вспыхнул и рухнул на землю самолет сержанта Джованни Магистрини, пилот погиб. А потом был сбит самолет командира эскадрильи капитана Винсенте Декуаля, который успел выпрыгнуть с парашютом.
Еще два "Фиата" получили повреждения и со снижением вышли из боя. Впоследствии оба они разбились при посадках. Уцелевшие "кукарачи", оставшись без командира, разлетелись в разные стороны, а "курносые", разделавшись с эскортом, набросились на бомбардировщики. Летчику "Педро Риваресу" (старший лейтенант Евгений Ерлыкин) удалось подбить Ro-37, который также разбился при вынужденной посадке, при этом его воздушный стрелок Фернандо Пуэйо получил тяжелые травмы.
Пока наши дрались с "Фиатами" и "Ромео", "Юнкерсы", отказавшись от бомбометания, успели развернуться и уйти в глубь своей территории. Но успех советских истребителей все равно был впечатляющим: уничтожено пять вражеских самолетов, причем - без потерь со своей стороны.
Через несколько часов немцы и итальянцы предприняли новую попытку атаковать Мадрид. Эта попытка стоила им двух сбитых "Юнкерсов", один из которых врезался в землю, а в его кабине погиб немецкий пилот - лейтенант Отто Колбиц. Остальные члены экипажа спаслись на парашютах. Вторая машина, которой управлял летчик-франкист Луис Пардо Прието, совершила вынужденную посадку вблизи линии фронта, но впоследствии была списана как не подлежащая ремонту. Ее штурман Луис Агирре Вилья получил смертельное ранение и умер по дороге в госпиталь.
С нашей стороны в схвтке с прикрывавшими бомбардировщики "Фиатами" получил серьезные повреждения истребитель "Энрике Лопеса" (на самом деле - лейтенанта Георгия Захарова, впоследствии Героя Советского Союза и генерал-майора ВВС). В него попало 18 крупнокалиберных пуль, в некольких местах был пробит фюзеляж, разбита приборная доска и два из четырех пулеметов, перебиты межкрыльевые расчалки, но сам летчик родился в рубашке: ни одна пуля его не задела и он сумел "притереть" едва державшийся в воздухе самолет к земле. Позже истребитель был восстановлен и вновь участвовал в боях.
Итог дня стал подлинным триумфом советских "ихтамнетов", сбивших без потерь семь вражеских самолетов, в том числе два тяжелых бомбардировщика. Причем все эти победы были подтверждены противоположной стороной. Успех руских пилотов имел не только военное, но и большое моральное значение. Воздушные бои проходили на глазах у сотен тысяч мадридцев и защитников города, которые реагировали на каждый сбитый фашистский самолет восторженными криками и бурными аплодисментами. Эти бои вселили в них уверенность, что фашистов можно бить и что город удастся отстоять.
Впереди были еще два с половиной года войны, которая, как известно, закончилась не в пользу антифашистов. Но боевой дебют "курносых" в небе Испании вошел в историю российской военной авиации как одна из наиболее ярких страниц.
Истребители И-15 ВВС Испанской республики.
Истребитель "Фиат" CR-32 итальянского экспедиционного корпуса в Испании.
Бомбардировщик Ju-52 3M германского легиона "Кондор".