Конечно, библейские сказания - тот еще исторический источник, однако, если поверить книге пророка Даниила, то ровно 2560 лет назад, 6 октября 539 года до нашей эры в современном летоисчислении, войска Кира Великого - основателя и первого владыки Персидской империи - захватили Вавилон. Согласно другим источникам, город был захвачен 12 или 29 октября, но так ли уж это важно?
Чуть ранее, в конце сентября того же года, Кир разгромил армию последнего халдейско-вавилонкого царя Набонида в полевом сражении у города Опис. Никаких подробностей этой битвы история не сохранила, известно только, что Набонид в ней выжил и бежал в город Борсиппа, так как путь к Вавилону был отрезан.
Тем временем часть персидского войска под командованием полководца Угбару осаждала столицу Вавилонского царства - крупнейший и богатейший город тогдашней ойкумены с населением от 150 до 200 тысяч человек. Он имел мощные укрепления, состоявшие из трех концентрических кругов стен толщиной от трех до семи метров с многочисленными башнями.
Обстоятельства взятия Вавилона весьма противоречивы. Составленная уже при персах клинописная Вавилонская хроника гласит, что "крепкий город" был сдан без боя. Горожане сами открыли ворота и добровольно присягнули Киру, узнав о поражении Набонида. Но некоторые современные историки считают эту интерпретацию политически-ангажированным вымыслом, направленным на то, чтобы вавилоняне безоговорочно признали персидское владычество и не бунтовали.
Мне больше нравится версия древнегреческого историка Геродота, согласно которой город пал в результате масштабной военно-саперной операции. Геродот пишет, что Угбару приказал перекрыть дамбой реку Евфрат, протекавшую сквозь все три ряда городских стен, и одновременнно прорыть канал, отводящий воды реки в другое русло.
Когда дно Евфрата обнажилось, персидские войска во время ночной грозы ворвались по нему в город. Ошеломленный гарнизон сдался, сопротивление оказала только стража царского дворца во главе с сыном Набонида Валтасаром (Балтазаром). В этой схватке Валтасар был убит, а после его смерти стражники тоже сложили оружие.
Впрочем, есть версия, по которой Валтасар погиб в сражении при Описе, а обороной Вавилона руководил какой-то другой человек, имени которого история не сохранила. Как бы там ни было, а через несколько дней Кир торжественнно вступил в Вавилон, объявив его столицей одной из своих сатрапий.
Он приказал освободить и отпустить на родину всех содержавшихся в городе иноземных рабов, в том числе - евреев, благодаря чему они не исчезли как народ, растворившись среди вавилонян, а в дальнейшем внесли и продолжают вносить общеизвестный вклад в мировую историю и культуру. Но это уже совсем другая история.
На заставке - картина "Падение Вавилона" художника XIX века Мартина Джона.
Пехотинцы и тяжелый кавалерист армии Кира великого. Реконструкции по античным барельефам.
Прижизненных портретов Кира, разумеется, никто не рисовал. Есть лишь предположение, что он изображен на барельефе в виде четырехкрылого божества, прорисовка которого помещена в центре. А справа и слева от нее - современные фантазийные картинки.
Реконструкция украшенных синими изразцами и позолоченными изображениями фантастических животных вавилонских ворот богини Иштар.
Еще одна реконструкция вавилонских оборонительных сооружений с теми же воротами.
Одной их главных достопримечательностей и наиболее величественных сооружений древнего Вавилона наряду с Великим зиккуратом были так называемые висячие сады царицы Семирамис, считавшиеся в античности одним из семи чудес света. Так они выглядели в представлении современного художника.
Еще одно фантазийное изображение этого чуда.
Керамический валик древнеперсидского диктофона, на котором записан рассказ о взятии Вавилона. К сожалению, сохранность записи далеко не идеальна.