Пламя над Лондоном

Sep 05, 2021 23:47



Ровно 105 лет назад, 5 сентября 1916 года, лейтенант Уильям Лиф Робинсон был представлен к высшему британскому военному ордену "Крест Виктории" за то что двумя днями ранее он сбил неподалеку от Лондона бомбардировочный дирижабль "Шютте-Ланц" SL-11. Это был первый германский воздушный корабль, уничтоженный в воздушном бою над Великобританией.

В ночь со 2 на 3 сентября немцы предприняли крупнейший с начала войны рейд через Ла-Манш, в котором участвовали четыре армейских и 12 флотских дирижаблей. Они сбросили в общем счете 17,6 тонн бомб, но эффект от бомбардировки получился довольно незначительным. На земле погибли четыре человека, 12 получили ранения, а материальный ущерб англичане оценили в 20 тысяч фунтов. Сбитый Робинсоном дирижабль стоил гораздо дороже, уж не говоря о том, что погиб весь его экипаж - 16 аэронавтов во главе с гауптманном Вильгельмом Шраммом.

Для уничтожения воздушного гиганта длиной 174 метра, высотой 20 метров и массой более 20 тонн лейтенанту хватило всего нескольких зажигательных пуль, недавно поступивших на вооружение британской авиации. Дирижабль вспыхнул и быстро сгорел в воздухе, а его обломки упали возле деревни Куффли, где их нашли на следующее утро.

Несмотря на эту потерю, немцы не перестали использовать дирижабли для бомбардировок. В ночь с 22 на 23 сентября состоялся очередной налет 12 "Цеппелинов" на Лондон, из которого не вернулись уже два дирижабля. Один был сбит зенитками, второй - истребителем.

Ночью 27-28 ноября восемь дирижаблей бомбили промышленные объекты в Центральной Англии. И снова два из них были сбиты перехватчиками. В следующем году немцы начали производство дирижаблей нового типа с увеличенным рабочим потолком, надеясь, что большая высота полета защитит их от вражеских истребителей и зенитной артиллерии. Но эти надежды не оправдались, потери оставались высокими.

В итоге, очень затратная и ресурсоемкая программа строительства "надувного флота" полностью провалилась. Огромные, чрезвычайно горючие и воспламеняющиеся от любой искры "водородные бомбы" оказались куда более опасными для собственных экипажей, чем для противника. Странно, что немцам с их рациональным мышлением понадобилось целых два года, чтобы это осознать.



Дирижабль "Шютте-Ланц". Для маскировки эти ночные бомбардировщики снизу и с боков красили в черный цвет.



Интерьер командирской гондолы "Шютте-Ланца". Передним штурвалом осуществлялись развороты, а левый боковой - был связан с рулями высоты. Справа видны четыре машинных телеграфа, с помощью которых подавались команды мотористам, сидевшим в мотогондолах.



Лейтенант Робинсон в кабине истребителя RAF B.E.2C, на котором он сбил "Шютте-Ланц". Самолет вооружен пулеметом "Льюис", направленым снизу-вверх, чтобы он мог обстреливать дирижабли, пролетающие над ним.



Англичане на месте гибели SL-11. Слева - портрет летчика, сумевшего его уничтожить.



Один из четырех моторов "Шютте-Ланца". Дирижабли этой фирмы, в отличие от "Цеппелинов", имели не металлический, а деревянный каркас. Поэтому после пожаров от них почти не оставалось обломков.



Похороны экипажа сбитого дирижабля.

воздухоплавание, авиация, История, ВВС, Германия, Англия, дизельпанк, Первая мировая

Previous post Next post
Up