Ровно 130 лет назад закончилась самая жестокая и крупномасштабная гражданская война в истории Чилийской республики. Интересно, что обстоятельства ее начала удивительно схожи с теми событиями, которые развернулись в Москве осенью 1993 года.
Наверняка, многие помнят, а кто не помнят, те знают, про побоище в Останкино и расстрел Белого дома. Разумеется, ничего хорошего в этом не было. Однако можно сказать, что России очень крупно повезло, если сравнить с тем, во что вылился в Чили аналогичный конфликт между парламентом и президентом. Там он привел к восьмимесячной кровавой междоусобице, унесшей десять тысяч жизней.
При этом всё население страны на тот момент насчитывало примерно два миллиона. Если спроецировать эти цифры на Российскую Федерацию с ее 145-миллионным населением, то получится, что относительные демографические потери Чили были эквивалентны гибели в России семисот тысяч человек.
А начиналось всё примерно, как и у нас. Чилийский парламент, который незывается конгрессом, решил отстранить от власти президента Хосе Мануэля Балмаседу, обвинив его в диктаторских замашках. Балмаседа в свою очередь обвинил парламентариев в том, что они препятствуют развитию страны, ставя бизнес-интересы олигархического лобби выше интересов государства.
Обоюдная проблема заключалась в том, что президент, согласно конституции, не имел права распускать конгресс, а конгресс не имел права объявлять импичмент. Напряжение достигло пика в конце 1890 года, когда конгресс отказался утвердить предложенный командой президента бюджет на будущий год. Компромисса достичь не удалось и страна вступила в новый год без бюджета.
А поскольку для функционирования госаппарата, армии и иных структур требовались деньги, Балмаседа начал выделять их собственными указами. Конгресс счел это нарушением закона и принял постановление об отстранении президента от власти. Однако, Балмаседа, опираясь на своих сторонников, отказался покинуть пост.
Интересно, что его полномочия в любом случае истекали через восемь месяцев, однако антипрезидентские силы решили не дожидаться этого срока (тут уже просматривается прямая аналогия с событиями 2014 года на Украине) и подняли восстание "во имя защиты конституции от тирана и узурпатора".
6 января 1891 года по призыву руководства конгресса вспыхнул мятеж во флоте. Одновременно в разных районах страны началось формирование вооруженных отрядов противников президента, которые называли себя "конгрессистами". А сторонники Балмаседы, закономерно взявшие название "балмаседисты", также начали вооружаться для защиты "всенародно избранного лидера".
Большинство воинских частей, в частности, весь столичный гарнизон, остались на стороне президента, поэтому парламентариям пришлось спешно покинуть Сантьяго и бежать на север страны, где они имели поддержку. Восставшие корабли также направились на север. 16 февраля они подошли к Икике - главному экспортному порту страны, через который осуществлялся вывоз селитры - основы тогдашней чилийской экономики.
Под угрозой бомбардировки мятежники потребовали от гарнизона уйти или сложить оружие. Получив отказ, они начали обстрел, разрушивший значительную часть города и вызвавший многочисленные жертвы. В конце концов балмаседисты все-таки ушли. Город заняли конгрессисты, сделав его своей столицей и сформировав там временное правительство, прозванное "хунтой Икике".
Обладание флотом, основу которого составляли броненосцы "Бланко Энкалада" и "Альмиранте Кохрейн", позволяло путчистам безнаказанно обстреливать приморские города и высаживать десанты в любой точке страны, вытянувшейся узкой полосой вдоль тихоокеансакого побережья.
На стороне президента осталось только несколько миноносцев и торпедный крейсер "Альмиранте Линч". 23 апреля этому крейсеру удалось торпедировать и утопить "Бланко Энкаладу", стоявшего на якоре в бухте Кальдера. Из 288 человек команды броненосца, погибли 182. Это серьезно ослабило флот повстанцев, но не ликвидировало его господство на море.
Тем временем, в результате наземных боев Чили к началу лета раскололись примерно пополам: на юге сохранялась власть президента, а север захватили конгрессисты. Под их контролем оказались районы добычи селитры, экспорт которой позволял им получать валюту для закупки вооружений и вербовки наемников. К началу августа они сформировали вполне боеспособную армию, численность которой уже не уступала армии президента.
Решающее сражение произошло 28 августа у города Ла-Пласилья, где примерно 11 тысяч конгрессистов атаковали укрепленные позиции, которые защищали 9,5 тысяч балмаседистов. Обе стороны дрались с большим упорством и фанатизмом, но в итоге победу одержали повстанцы. Потеряв 1115 человек убитыми и более 2500 ранеными, сторонники президента отступили. Потери конгрессистов тоже были весьма существенны - порядка 900 убитых и 1800 раненых. Это битва до сих пор остается самой кровавой в чилийской истории.
Поражение у Ла-Пласильи вызвало разложение и деморализацию остатков президентской армиии. Уже на следующий день многие солдаты и офицеры дезертировали. А еще через день, 30 августа, конгрессисты, не встречая сопротивления, вступили в Сантьяго. Балмаседа укрылся в аргентинском посольстве. 19 сентября, в день окончания его президентского срока, он выстрелил себе в висок из револьвера.
В Чили наступила эпоха парламентского правления, которая привела к застою и деградации экономики, небывалому росту коррупции и установлению контроля иностранных корпораций над основными экспортными ресурсами. Согласно недавнему опросу, большинство современных чилийцев считает, что лучше бы в той войне победил президент.
На заставке - атака конгрессистов на позиции сторонников президента в бою у города Канкун. Большинство повстанцев носило униформу из неокрашенного полотна, а их отличительными эмблемами являлись красные нарукавные повязки.
Один из отрядов конгрессистов.
Город Икике, разрушенный обстрелом со стороны повстанческого флота. который виден на горизонте.
Слева - "хунта Икике", справа - президент Хосе Мануэль Бальмаседа.
Чилийская настенная роспись, изображающая встречный бой конгрессистов (справа), с балмаседистами. Интересно, что и те, и другие сражаются под одинаковыми флагами.
Торпедный крейсер "Альмиранте Линч", утопивший броненосец "Бланко Энкалада". Крейсер выпустил три торпеды, одна из которых затонула, другая прошла мимо, но третьей хватило, чтобы отправить на дно уже довольно старый корабль.
"Бланко Энкалада" в частичном разрезе. Виден центральный артиллерийский каземат, котельное и машинное отделения.
Главнокомандующий президентской армии генерал Оросимбо Барбоса и его геройская гибель в сражении у Ла-Пласильи.
Бой у Вальпараисо. Кавалерия повстанцев атакует президентскую артбатарею. Далее - снимки сделанные на полях сражений чилийской гражданской войны.