Ровно 80 лет назад, 28 августа 1941 года, произошло самое катастрофичное событие в истории российского флота со времен печально знаменитой Цусимы. Впрочем, по количеству жертв оно намного превзошло Цусиму. В тот день огромный караван кораблей Балтфлота, а также - транспортов с войсками и беженцами, которых эвакуировали из осажденного немцами Таллина, попал у мыса Юминда на многокилометровое минное поле и подвергся массированным атакам немецкой авиации.
Караван состоял из 151 боевого корабля, 20 транспортов и 54 различных вспомогательных судов. 62 из них затонули от бомб, торпед, подрывов на минах или от столкновений при потере управления. Особенно велики были потери транспортов, из которых до Кронштадта добрались только два. На остальных погибло более восьми тысяч человек, точное количество жертв до сих пор неизвестно, да и вряд ли когда-нибудь будет установлено. Общее число потерь, по разным оценкам, составляло от 12 до 20 тысяч человек. Для сравнения, в Цусимском сражении русский флот потерял убитыми и утонувшими 5045 офицеров и матросов.
Помимо 18 транспортов ушли на дно пять эскадренных миноносцев, две подводные лодки, три сторожевых корабля, два тральщика, канонерская лодка, штабной корабль, гидрографический корабль, ледокол, семь буксиров и многое другое. Несколько кораблей погибло из-за того, что при попытках уклониться от бомб они выходили за пределы узкого протраленного фарватера и тут же налетали на мины.
Потери, несомненно, были бы гораздо меньше, если бы переход прикрывали с воздуха советские истребители. Но ни один из них над караваном так и не появился, хотя, радиуса действия И-16 и И-153 с подвесными топливными баками вполне хватало для прикрытия конвоя на всем протяжении маршрута от Таллина до Кронштадта.
Из-за отсутствия воздушного противодействия вражеские бомбардировщики работали как по мишеням, тем более что многие транспорты и вспомогательные суда не имели даже зенитных пулеметов. Однако на тех кораблях, где были зенитчики, они дрались отчаянно. В атаках на конвой немцы потеряли в общем счете 10 самолетов: семь пикировщиков "Юнкерс" Ju-88, два поплавковых разведчика "Арадо" Ar-96 и патрульную летающую лодку "Блом унд Фосс" BV-138.
Крупнейший боевой корабль конвоя - крейсер "Киров", на котором плыл командующий Балтфлотом вице-адмирал Трибуц со своим штабом, а также - руководство Эстонской ССР, благополучно добрался до Кронштадта не получив никаких повреждений. Впрочем, это неудивительно, так как его прикрывало несколько эсминцев, да и собственная зенитная артиллерия крейсра была довольно сильной. Поэтому немецкие бомбардировщики предпочитали атаковать менее защищенные цели.
На заставке - памятный знак на мысе Юминда напротив того места, гда 28 августа 1941 года погибли десятки советских кораблей. Внизу - схема перехода и фотографии некоторых жертв этой трагедии, которые мне удалось найти в интернете.
Участок маршрута у мысов Юминда и Пурикари более крупным планом. Можно подсчитать, что там на минном поле за несколько часов погибло более 40 кораблей - беспрецедентный случай в мировой истории.
Штабной корабль "Вирония", на котором погибло 2259 пассажиров и членов команды.
Эсминец "Свердлов", бывший "Новик".
Эсминец "Артем", бывший "Азард".
Сторожевой корабль "Циклон" на дне ВМФ в Ленинграде.
Транспорт "Иван Папанин", бывший "Николай Ежов".
Плавмастерская для обслуживания подводных лодок "Серп и молот".
Транспорт "Люцерн".
Транспорт "Сауле".
Транспорт "Аусма".
Транспорт "Алев".
Ледлкол "Кристиан-Вальдемар".