Христисты против атеистов

Jul 31, 2021 20:44



Ровно 95 лет назад в Мексике, лишь недавно пережившей многолетнюю и исключительно кровавую гражданскую войну, снова вспыхнул вооруженный конфликт. Поводом стала новая конституция, значительно ограничившая права католической церкви. В соответствии с ней церковным организациям запрещалось владеть недвижимостью, заниматься политической и экономической деятельностью, организовавать университеты, школы и проводить какие-либо массовые мероприятия вне церковных оград. Кроме того, была запрещена деятельность монашеских орденов, а священникам-иностранцам более не разрешалось проповедовать и проводить службы.

Конституция вступила в законную силу еще в 1917 году, но почти 10 лет мексиканские власти смотрели сквозь пальцы на то, что ее антицерковные положения не исполнялись. Однако в 1926 году за борьбу с "религиозным дурманом" взялись всерьез. Пришедший к власти президент-атеист Плутарко Кальес взялся наводить "конституционный порядок". По его указу монастыри и церковные школы закрыли, иностранных священников и монахов - выслали, недвижимость - конфисковали в пользу государства, оставив храмы лишь в пользовании у духовенства.

Разумеется, реакция последовала незамедлительно. Святые отцы с амвонов начали призывать народ к свержению "дьявольской" власти, а "Лига за свободу религии" взяла на себя роль штаба по подготовке мятежа. В городах эта агитация успехом не пользовалась. Народ там хорошо помнил ужасы гражданской войны и не хотел ее повторения. Однако в сельской местности, особенно - в отсталых западных и северо-западных штатах, подстрекательские речи находили поддержку.

И 31 июля 1926 года нарыв лопнул. Примерно 400 вооруженных католических боевиков забарикадировались в центральном соборе города Гвадалахара и открыли огонь по полицейским, а потом и по вызванным градоначальником солдатам республиканской армии. Отбив атаку, они захватили город. Из Гвалалахары мятеж быстро распространился по окрестным провинциям.

В восстании изначально приняли участие примерно 25 тысяч человек, а потом их число увеличилось до 50 тысяч. В основном, это были молодые (более 80% - до 30 лет) неграмотные или малограмотные крестьяне, легко поддававшиеся внушению и мечтавшие о подвигах во славу божию. С грамотностью у повстанцев вообще было туго, порой даже командиры крупных отрядов, носившие завания "полковников" и "генералов", не умели читать и писать.

Мятежники часто носили на одежде большие медные или бронзовые распятия, причем чем выше был их статус, тем крупнее и тяжелее становился крест. Их лозунг и боевой клич "Вива Кристо рей!" в переводе с испанского означает "Да здравствует король Христос!" Называли они себя "кристерос" (cristeros), что можно перевести как "христисты", так как "христиане" по-испански - сristianos.

Священники и монахи не только вели пропаганду, но нередко сами брались за оружие. Например, одним из повстанческих отрядов командовал падре Хосе Рейес Вега, прославившийся тем, что однажды приказал сжечь живьем 59 попавших в плен солдат мексиканской армии. Очевидно, вспомнил о благословенных временах инквизиции. Хотя до подобных зверств опускались немногие, пленных восставшие обычно убивали.

Военные, отправленные на подавление восстания, отвечали взаимностью. Захваченных мятежников они без церемоний развешивали на деревьях и телеграфных столбах, либо - расстреливали и выставляли трупы на всеобщее обозрение. В общем, заварушка получилась на славу, мексиканцы это умеют. Последняя затеянная католиками религиозная война продолжалась два с половиной года и закончилась компромиссным соглашением, заключенным при последничестве посла США и представителя Ватикана.

Власти отказались менять конституцию, но обязались более не усердствовать в ее соблюдении. Кристерос получили амнистию, церковь вновь обрела право распоряжаться своим имуществом и вести религиозное обучение, но только в церквях, а не в светских школах. В ответ на эти уступки в июне 1929 года мексиканские епископы призвали свою паству прекратить сопротивление и сложить оружие. Однако призыву последовали не все. Некоторые наиболее фанатичные отряды продолжали партизанскую войну, но постепенно все они были разгромлены.

В боях с правительствеными войсками погибло, по разным данным, от 25 до 45 тысяч кристерос, а еще около пяти с половиной тысяч было расстреляно или повешено. Мексиканская армия потеряла в общем счете 56882 человека. В некоторых источниках указано, что это не совокупные потери, а только убитые, но такое утверждение выглядит крайне сомнительно с учетом того, что численность мексиканских сухопутных войск на момент начала восстания составляла всего 70 тысяч солдат и офицеров, а к концу - 100 тысяч.

Кроме того, более полумиллиона жителей охваченных мятежом территорий бежали через границу в США и осели там, значительно пополнив мексиканскую диаспору штатов Аризона, Калифорния и Нью Мексико.
На заставке - одна из пропагандистских картинок, распространявшихся в Мексике во время восстания кристерос.



Президент Плутарко Каллес и его армия: рядовой пехотинец, пехотный офицер и кавалерийский генерал в парадном мундире.



Монашки покидают монастырь, закрытый по требованию мексиканских властей.



Офицеры-кристерос позируют со своим знаменем, на котором изображена Святая Дева. В центре - вдова и дети одного из погибших повстанцев. Далее - еще несколько групповых фотографий участников этого религиозного мятежа.











Слева - некий Алькантас, носивший у повстанцев звание капитана, более про него ничего не известно. В центре - гораздо более любопытная личность - повстанческий генерал Энрике Горосьета. А интересен он тем, что, в отличие от своих подчиненных, был абсолютно не религиозен и воевал исключительно за деньги. Огромный крест на груди - лишь символ его звания.
Горосьета получал жалование, вдвое превышавшее генеральский оклад в правительственной армии, и это говорит о том, что восстание финансировали люди далеко не бедные. Впрочем, католическая церковь бедностью никогда не отличалась. Еще один любопытный момент - Горосьета был масоном довольно высокого ранга.
Справа - католический "шахид" Хосе де Леон Тораль, застреливший бывшего мексиканского президента Альваро Обрегона и казненный за это в 1929 году.



Мексиканские офицеры возле трупа Горосьеты. Генерал со своим эскортом попал в засаду и был застрелен всего за несколько дней до заключения перемирия.



Мексиканские летчики, принимавшие участие в боях с повстанцами.



Бристоль "Файтер" мексиканских ВВС - один из самолетов, наносивших авиаудары по отрядам и базам кристерос. Под нижним крылом видны бомбовые подвески. На борту какая-то эмблема в круге.



Типовая окраска мексиканского "Файтера" времен войны с кристерос.



Оружие, взрывчатка и знамя, захваченные у восставших.



Кристерос, убитые в одном из последних боев с правительственными войсками 21 июня 1929 года.



Расстрел в армейском тире агентов иезуитов, обвиненных в подстрекательстве к мятежу.



Повешенные христисты.



Папа римский и два кардинала возле манекена 15-летнего повстанца Хосе Санчеса, расстрелянного мексиканскими солдатами и канонизированного католической церковью. Эта раскрашенная кукла, очевидно, изображает нетленные мощи.

армия, Мексика, авиация, наука и религия, гражданская война, История, Ужасы нашего городка

Previous post Next post
Up