Не смеют крылья черные над Косовом летать

Jul 18, 2021 15:41




Вчера решил посмотреть "Балканский рубеж", почти не сомневаясь, что это очередной посредственный тыщ-пыщ боевичок на тему "как мы вставали с колен". И был приятно удивлен: фильм внезапно оказался весьма неплох. Несмотря на гигантский для односерийки 2,5-часовой хронометраж, он это время отрабатывает по полной, постоянно держа зрителя в напряжении.

Да, фильм действительно пропагандистский, но это один из лучших, если не лучший образец российской военно-патриотической кинопропаганды, производящий куда более сильное впечатление, чем предыдущие поделки, вроде "Крыма".

Как и положено военной пропаганде, фильм очень четко расставляет акценты, в нем нет никаких рассусоливаний "с одной стороны, с другой стороны...", "их тоже надо понять...", "у каждого своя правда..." и т.д. В "Балканском рубеже" всё однозначно: враги показаны так, что после просмотра фильма возникает желание взяться за автомат. А враги это американцы и их "миньоны" - албанские боевики, поскольку действие происходит в Косово.

Американцы - подлые, циничные и бесчеловечные. Они бомбят больницы и роддома, в которых гибнут беременные женщины, врачи и младенцы. Они покровительствуют террористам, крышуют наркотрафик и отпускают на свободу явных военных преступников, если это "их сукины дети".

Ну а боевики это и вовсе нечто инфернальное - накачанные наркотиками биороботы, умеющие только убивать и запрограммированные на массовые убийства. Они хладнокровно и поголовно вырезают сербские деревни, истребляя всех, вплоть до грудных детей. Именно так и надо показывать потенциальных противников, если страна готовится к серьезной войне.

Кстати, одна из ошибок советских киноагиток 30-х годов на тему "если завтра война" состояла в том, что враги в них выглядели как некие комические балбесы, вызывавшие не ненависть, а иронию. Впрочем, ненависти неоткуда было взяться, ведь война в этих фильмах шла по сталинской формуле - "малой кровью на чужой территории".

Отсюда - психологический шок 1941 года, когда люди, насмотревшиеся таких фильмов, встретились с реальной военной машиной Вермахта, оказавшейся отнюдь не комичной, а чудовищной. Видно, что авторы "Балканского рубежа" усвоили этот урок. Показанные ими враги - реально страшны и очень опасны, но, что тоже важно, они вполне уязвимы для русского оружия.

Герои картины - интернациональная "сборная" спецназовцев (двое русских, узбечка, татарин и белорус под командованием ингуша, сыгранного Гошей Куценко), а также - двое примкнувших к ним сербских полицейских - в решающей битве за аэропорт Слатина валят албанских боевиков десятками, пока не заканчиваются боеприпасы.

Но в последний момент, как классический Deus ex machina, в аэропорт въезжает колонна БТР под российскими флагами и спасает уцелевших, а остатки боевиков в панике бегут. И в финальной сцене командир колонны несет на руках сербскую девочку, явно намекая всем своим видом на известный монумент Вучетича в Трептов-парке, только без меча. В общем, хэппи энд, хотя, половина спецназовцев и один из сербов до него не доживают, но - на то война.

В художественном отношении фильм сделан вполне достойно, спецэффекты - на уровне, артисты играют неплохо и даже лысая будка Куценко не вызывает усмешки. Одна из "изюминок" картины - 77-летний "Чингачгук" Гойко Митич, сыгравший пожилого офицера сербской полиции. Причем - сыгравший не менее лихо, чем полвека назад он играл индейцев в ГДР-овских фильмах, которыми мое поколение засматривалось в детстве. И еще сюрпризик: в одной из эпизодических ролей снялся Эмир Кустурица, который, я думаю, тоже в представлениях не нуждается.

В общем, "Балканский рубеж" не вызывает сожаления о потраченном на него времени, это очень качественный пропагандистский продукт, что в наши дни - большая редкость. Однако то, что пропаганда, основанная на противостоянии не каким-то условно-выдуманным злодеям или природным катаклизмам, а вполне конкретным "душманам и пендосам", вновь оказалась востребованной, конечно, слегка настораживает.



Все еще большой змей.

пропаганда, синематограф, Если завтра война, политика

Previous post Next post
Up