13 июля 1950 года, в советский прокат вышел полнометражный, цветной (что по тем временам было редкостью) художественный фильм "Жуковский", посвященный ученому-аэродинамику Н.Е. Жуковскому, а также другим деятелям дореволюционной российской авиации. В следующм году он получил Сталинскую премию.
Из этого фильма зрители, в частности, могли узнать, что самолет Можайского, так и не поднявшийся в воздух и даже теоретически на это неспособный, успешно взлетел под управлением некоего "механика Голубева".
Что аэроплан братьев Райт не только взлетел гораздо позже самолета Можайского, но и летал намного хуже его.
Что аэродинамическую трубу изобрел русский ученый Циолковский (на самом деле - англичанин Фрэнсис Уэнхэм двадцатью годами ранее), а усовершенствовал Жуковский.
Что все иностранные аэропланы неизменно разбивались, пока Жуковский не придумал для них "правильную" форму крыла.
Что тупые царские чиновники, поголовно страдавшие "низкопоклонством перед западом", только и делали, что гнобили русские таланты, всячески над ними издевались и не выделяли ни копейки денег на их гениальные изобретения.
Что летчик Нестеров за свою "мертвую петлю" получил 30 суток ареста (на самом деле - нет).
Что предприниматель, меценат и ученый, основатель первого в мире аэродинамического института, а впоследствии - эмигрант Д.П. Рябушинский был алчным мерзавцем, который финансировал исследования Жуковского лишь для того чтобы присвоить его изобретения (на самом деле это ложь).
Наконец, - что первый в мире четырехмоторный самолет "Илья Муромец" (на самом деле - "Русский витязь") спроектировал Жуковский (!), а не Игорь Сикорский, который в фильме даже не упоминается, поскольку после революции он эмигрировал в США.
В общем, фильм "Жуковский", пожалуй, один из наиболее ярких образцов позднесталинской националистической кинопропаганды из серии "Россия - родина всего на свете". Так что, его Сталинская премия была вполне заслуженной. При желании можете ознакомиться, не забывая о том, что написано выше.
Click to view