Голосуй, или...

Jun 16, 2021 15:14



Ровно четверть века назад, 16 июня 1996 года состоялся первый тур первых в постсоветской России президентских выборов, на которых фактически решилась судьба страны. В последний раз РФ имела реальный шанс свернуть с выбранного в 1991 году пути развития и вернуться на коммунистические рельсы. В Кремле прекрасно понимали эту угрозу, поэтому провластная пропаганда долбила коммунистов и их лидера Зюганова изо всех сил. Такого бешеного накала пропагандистской войны не было ни на одних последующих выборах.

Характерно, что пропагандистская служба Ельцина и поддерживающие ее СМИ занимались не столько агитацией за собственного кандидата, сколько дискредитацией Зюганова. На остальных кандидатов они внимания не обращали, так как это были либо кремлевские спойлеры, либо - абсолютно непроходные фигуры.

А "папу Зю" мочили не по-детски. Он пытался огрызаться и вести контригру, но это выглядело очень слабо, кустарно и непрофессионально. Коммунистический агитпроп давно растерял свой революционный запал и задор, он мог работать лишь в условиях отсутствия эффективной контрпропаганды (впрочем, как и сейчас, комми с тех пор ничему не научились), поэтому команда Зюганова с треском проиграла команде Ельцина войну за симпатии электората.

Отсюда и результат: Зюганов, который имел в начале года значительно более высокий рейтинг, чем Ельцин, быстро его растерял и в итоге слил выборы. С тех пор он "вечно второй" и никогда больше у него не было таких возможностей, какие он упустил в 1996-м. Можно сказать, что именно тогда коммунизм в России окончательно ушел в прошлое, несмотря на то, что в стране все еще остаются миллионы адептов этой утопии.

Далее - подборка агитплакатов разных кандидатов с выборов 1996 года. По-моему, они хорошо иллюстрируют и подтверждают сказанное выше.



Зюганов был для Ельцина серьезным противником, поэтому с ним не церемонились. Антизюгановские плакаты были злыми и хлесткими, как говорится, на грани фола.


Они воздействовали в первую очередь на эмоции, поэтому имели минимум текста.


Зюгановская контрпропаганда на этом фоне явно проигрывала.



Агитплакаты самого Зюганова выглядели наивно, а порой - откровенно глупо. При взгляде на левый постер сразу возникает вопрос - а какое отношение имеет компартия и лично Зюганов к храму Василия Блаженного? И какой дурак решил, что этой картинкой можно привлечь молодежь?

Перед выборами в ельцинской агиткоманде родился очень эффективный лозунг "Голосуй или проиграешь!" Казалось бы, он не пропагандирует какого-то конкретного кандидата, однако, по данным социологии было известно, что Зюганова поддерживают, в основном, люди старшего поколения, а симпатии основной массы молодежи - на стороне Ельцина.

Поэтому ельцинистам было жизненно важно привлечь как можно больше молодых людей на избирательные участки. Именно на них была рассчитана серия плакатов с этим лозунгом и наглядными художественными метафорами, смысл которых понятен без пояснений: выбирай свободу или получишь концлагерь. И это подействовало.





Пройдемся по агитплакатам других кандидатов, у которых, как я уже сказал, не было реальных шансов стать президентом, тем не менее, они старались в меру сил, чтобы пройти, хотя бы, во второй тур и тем самым нарастить свой политический капитал.



В те времена среди определенной аудитории был весьма популярен генерал Лебедь, игравший роль брутального мачо и славившийся своими казарменными афоризмами типа "упал-отжался", "не спеши, а то успеешь", "мы матом не ругаемся, мы им разговариваем" и "генерал-демократ - все равно что еврей-оленевод".

Многим это нравилось и Лебедь набрал в первом туре весьма солидные 14,5%. Но лишь для того, чтобы во втором туре сдать свой электорат Ельцину, призвав голосовать за него в обмен на пост главы совбеза. На этом посту он вскоре прекратил вторую войну, заключив позорный для России Хасавьюртовский сговор. А потом мавр, сделавший свое дело, как водится, стал не нужен и его турнули с поста, отправив в почетную ссылку губернатором Красноярского края. В 2002 году, уже при Путине, Лебедь погиб в довольно странной авиакатастрофе.


Неувядающий "Пеннивайз" российской политики уже тогда выдвинул впоследствии позаимствованный Кремлем лозунг про "поднятие с колен". Правый постер, адресованный молодежи, еще более забавен. Обратите внимание на слоган No brain, no pain, напечатанный на футболке с логотипом "Хеллрайзера".

В этом слогане Жириновский открыто и без обиняков выразил отношение к своим сторонникам, над которыми он постоянно издевается, но именно за это они его и любят. Как-то Владимир Вольфович прилюдно пошутил (или не пошутил), что число его избирателей примерно соответствует количеству сумасшедших в российском обществе, чьи голоса ему гарантированы. У него-то с мозгами всё в порядке, а окучивать шизанутых он умеет прекрасно, за что его и ценят в Кремле уже на протяжении уже более 30 лет.



И наконец, плакат столь же вечного и неизбывного белого клоуна. Как видите, он еще более унылый и несуразный, чем плакаты Зюганова. Неужели Явлинскому никто не объяснил, а сам он не врубился, что знаменитая фраза, приписываемая Емельяну Пугачеву, звучит откровенным бредом в устах рафинированного интеллигента с галстуком-бабочкой? И неужели такой весь из себя умный Григорий Алексеич не сообразил, что в середине 1990-х воли в России было хоть залейся, а народ хотел совсем другого - стабильности, порядка, законности и уверенности в завтрашнем дне?

Даже удивительно, что с таким фатальным отсутствием понимания общественных настроений и политического чутья Явлинский до сих пор не канул в Лету. Впрочем, вполне возможно, его живучесть и непотопляемость объясняется лишь тем, что он, как и Жириновский, всего лишь кремлевская марионетка, оттягивающая на себя часть оппозиционного электората.

пропаганда, Россия, контрпропаганда, История, политика

Previous post Next post
Up