Мистер Муромец

Jun 11, 2021 21:10




В комментариях к предыдущей заметке речь зашла о заимствованиях в авиастроении, при этом прозвучали заявления о том, что российские/советские авиаконструкторы постоянно копировали иностранные разработки. Однако надо заметить, что бывали и обратные примеры, когда копировали у нас. Например, знаменитый тяжелый бомбардировщик "Илья Муромец" пытались воспроизвести за границей, по крайней мере, дважды - в Германии и Великобритании. Об одной из этих попыток я уже писал, а теперь глянем на вторую, еще менее известную.

Итак, в 1908 (по другим данным - в 1909) году в Россию с тремя фунтами стерлингов в кармане приехал молодой английский аристократ Чессборо Маккензи-Кеннеди. Вскоре, отрекомендовавшись инженером, он предложил военному министерству построить аэроплан для российской армии. На самом деле никакого технического образования у не было не было, зато хватало самоуверенности и амбиций. Каким-то образом ему удалось убедить министерских чиновников раскошелиться и выделить ему средства на постройку аэроплана.

В результате у Кеннеди получилась весьма причудливая конструкция (см. внизу), которая развалилась еще на земле при первой же попытке взлета. После этого министерство разорвало отношения с Кеннеди, а выданные ему деньги списало в убытки. Но инициативный англичанин  познакомился с Игорем Сикорским и уговорил его взять к себе в помощники. Сикорский к тому времени уже поднял в воздух первый в мире четырехмоторный самолет-гигант "Русский витязь" и работал над его улучшенной версией - "Ильей Муромцем".

Неизвестно, в чем заключался вклад Кеннеди в разработку этой машины и был ли он вообще, но конструкцию и чертежи "Муромца" он изучил досконально. Однако это была не сказка, а присказка. Проработав у Сикорского год, англичанин незадолго до начала Мировой войны вернулся на родину и там в конце 1914 года предложил уже британскому военному ведомству постройку четырехмоторного дальнего тяжелого бомбардировщика, очень похожего на "Муромец", что, впрочем, совсем не удивительно.

Правда, бомбардировщик Кеннеди, который он, не мудрствуя лукаво, назвал "Гигантом", не являлся точной копией самолета Сикорского. Во-первых, он был значительно тяжелее и крупнее: размах верхнего крыла составлял 43,3 м (у "Муромца" - 32 м), длина фюзеляжа - 24,4 м (у "Муромца" - 22 м), а взлетная масса - 8600 кг (у "Муромца" - 5100). Во-вторых, самолет имел более широкий фюзеляж и двухместную пилотскую кабину со сдвоенным управлением.

В-третьих, схема управления, придуманная Кеннеди, была весьма оригинальной. Насколько мне известно, ни на одном другом самолете она  больше не встречалась. Суть ее состояла в том, что синхронизированные штурвалы не только вращались вокруг горизонтальных осей и отклонялись взад-вперед, как на всех остальных самолетах с штурвальным управлением, но еще и поворачивались в обе стороны относительно вертикальных осей, то есть - штурвальных колонок. Этими поворотами осуществлялись развороты машины вправо-влево. Поэтому на самолете Кеннеди не было педалей, связанных с рулем направления, а управление по всем трем осям осуществлялось только штурвалами.

Наконец, в-четвертых, Кеннеди спроектировал у своего самолета гораздо более длинную, чем у "Муромца", носовую часть. Это значительно сдвинуло вперед центр тяжести, позволив отказаться от крупного несущено стабилизатора (а фактически - третьего крыла) и ограничиться стабилизатором относительно небольших размеров. В принципе, это было правильное решение, но самолет оно не спасло.

Конструктору выделили для его машины четыре 14-цилиндровых двухрядных звездообразных мотора водяного охлаждения  "Сальмсон-2М7", развивавшие по 200 л.с. Это были самые мощные, но и самые тяжелые авиационные силовые установки, имевшиеся в Британии в 1914 году. Но их совокупная мощность - 800 л.с. - все равно оказалась недостаточной для полета чрезмерно громоздкой и тяжелой машины. К тому же, Кеннеди не лучшим образом распорядился этой мощностью, установив моторы в двух тандемных спарках с тянущими и толкаюшими винтами, из-за чего эффективность задних моторов снижалась.

"Гигант" строился очень долго и был готов к испытаниям только к концу 1917 года. Испытания же завершились полным провалом. Даже без вооружения и полезной нагрузки пилоту Фрэнку Кортни удалось совершать лишь короткие "подскоки" на небольшую высоту. Устойчиво держаться в воздухе самолет не мог.

Кеннеди вновь обратился в министерство с просьбой выдать ему более мощные двигатели, которые к тому времени уже появились. Но военные полностью утратили интерес к его проекту, поскольку в Англии уже был принят на вооружение и выпускался серийно гораздо более совершенный и перспективный тяжелый бомбардировщик "Хэндли-Пэйдж" О/100. Ни новых моторов, ни средств на доработку машины Кеннеди не получил. А его самолет простоял на краю летного поля до конца войны, поле чего был разобран и отправлен на свалку.



Аэроплан Кеннеди, построенный в России.



"Гигант" на испытательном аэродроме Хендон. Не совсем понятно, для чего бомбардировщику столько окон. Возможно, Кеннеди планировал использовать его в качестве не только военной, но и пасажирской машины.



Маккензи-Кеннеди возле своего неудачного детища.

ВВС, Россия, авиация, Англия, История, экзотика

Previous post Next post
Up