150 лет назад, 10 мая 1871 года, во Франкфурте был подписан мирный договор, завершивший франко-прусскую войну - крупнейший вооруженный конфликт в Западной Европе после завершения эпохи наполеоновских войн. Впрочем, эта война тоже была "наполеоновской", но "маленький племянник" Луи Бонапарт оказался не чета "великому дяде" и позорно
сдался вместе со своей армией через полтора месяца после начала боевых действий.
Интересно, что в войну вступили Французская Империя с союз германских государств во главе с Пруссией, а завершили ее Французская Республика и Германская Империя. Таким образом, эта войнв погубила одну империю, но родила другую. Во Франции с тех пор монархия так и не была восстановлена и она стала первым крупным государством Европы с устойчивой республиканской формой правления.
Это, пожалуй, единственный позитивный результат войны для Франции, так как все остальные были сугубо отрицательными. По условиям Франкфуртского договора страна лишилась двух богатых пограничных провинций - Эльзаса и Лотарингии с населением в полтора миллиона человек. Кроме того, в Лотарингии находилась примерно треть французских запасов каменного угля - основы промышленности и транспорта XIX века.
Вдобавок Франции пришлось до 1874 года заплатить победителям контрибуцию в 5 миллиардов франков (около 1500 тонн золота). До окончания выплат в северо-западных департаментах оставались германские оккупационные войска, содержание которых тоже оплачивали французы. Плюс - разрушенные города, значительные людские потери и огромные потери военного и гражданского имущества.
Ну и еще один немаловажный нюанс: на момент подписания договора во Франции шла гражданская война, а правительство не контролировало собственную столицу, где обосновалась революционная коммуна, которая это правительство не признавала.
В общем, полный облом и катаклизм, но французы, как известно, не смирились с поражением. Возвращение Эльзаса и Лотарингии стало для них национальной идеей-фикс, упорно подогреваемой госпропагандой, примерно как для современных украинцев возврат Крыма.
Французы постоянно грезили о реванше. Про необходимость вернуть "исконные земли" десятилетиями твердили учителя в школах, политики с трибун и священники с амвонов. На эту тему журналисты писали статьи, поэты слагали вирши, а художники рисовали картины, часть из которыых помещена внизу.
Однако воплотить реваншистскую идею в жизнь удалось лишь через 47 лет, в результате Первой мировой войны, а более полутора миллионов французов заплатили за нее своими жизнями. Но это уже совсем другая история. А на заставке - карта "Рейхсланда Эльзас-Лоттринген" и унылый эльзасец с французским флагом, делающий фейспалм после известия о том, что отныне он - подданный кайзера Вильгельма.
Германская аллегорическая картина и почтовая открытка, посвященные победе во Франко-прусской войне. На открытке - памятник Вильгельму в городе Вёрт.
У французов, естественно, были другие аллегории. На картине "Надежда" Пьера Пувиса де Шаванна женщина в белом с веткой дуба, сидящая на фоне руин и могильных крестов, символизирует надежду на возрождение Франции после разгрома.
Еще одна аллегория. Слева - Бисмарк и германский посол во Франции принц Гогенлоэ сидят возле мешков с золотыми монетами (намек на контрибуцию), сзади солдаты грузят награбленное, а справа - плачущие девушки под охраной прусского пехотинца олицетворяют Эльзас и Лотарингию.
Над всем этим парит ангел с мечом - символ возмездия, а в небе сияет надпись "Мене текел фарес". Думаю, эту общеизвестную библейскую аллюзию объяснять не нужно.
Еще одна картина со страдающими Эльзасом и Лотарингией, оказавшимися за границей Франции. Кстати, на самом деле не очень-то они и страдали. Во всяком случае, никакого сопротивления и даже недовольства германской властью на территории провинций не отмечалось за все время их вхождения в состав Рейха.
Впрочем, все эльзасцы и лотарингцы, которые хотели жить во Франции, могли свободно туда переехать, им даже компенсировали стоимость оставленного имущества. Но этой возможностью мало кто воспользовался.
Тем не менее, пропагандистские картины на тему "великого исхода" эльзасцев из Эльзаса во Франции тоже рисовали.
На этом полотне французский учитель с грустным видом показывает ученикам карту Франции, на которой Эльзас и Лотарингия закрашены черным цветом. Типа "не забывайте и не прощайте".
А вот эта аллегория, которую я приберег напоследок, нравится мне больше всего своей брутальностью. Полусгнившие трупы французских солдат, очевидно, погибших на Франко-прусской войне, призывают кавалериста перейти границу и освободить Эльзас и Лотарингию. Интересно, что здесь художник изобразил эти провинции уже не в виде юных дев, а как женщин весьма почтенного возраста. Ну а карикатурно-самодовольный прусский улан просто великолепен.