Элегантное чудовище

May 06, 2021 15:35



Ровно 80 лет назад, 6 мая 1941 года, впервые поднялся в воздух самолет ХР-47В - первый прототип американского истребителя Р-47 "Тандерболт" - самого крупного, тяжелого и мощного одномоторного истребителя Второй Мировой войны. Неудивительно, что такой самолет родился именно в США, но интересно то, что его разработал бывший подданный Российской Империи, уроженец Грузии и выпускник Петроградского технологического института Александр (Сандро) Картвели.

Когда весной 1921 года Грузия была оккупирована Красной армией, Картвели, обучавшийся в парижском Высшем Авиационном училище, решил не возвращаться на родину. В 1927 году он перебрался в Штаты и поступил на должность главного конструктора в авиастроительную фирму, основанную другим эмигрантом из России Александром Северским. Картвели занимал эту должность до начала 1960-х, а с 1939 года одновременно являлся вице-президентом фирмы, получившей в том же году название "Рипаблик".

О будущем Р-47 Картвели говорил: "это будет динозавр, но - элегантный". Действительно, на фоне своих современников ХР-47В выглядел настоящим монстром - огромный, толстый и очень тяжелый. Взлетная масса - 5,5 тонн, длина фюзеляжа - 11 метров, размах крыла - 13 метров, мощность 18-цилиндрового мотора - 2000 лошадиных сил, вооружение - шесть крупнокалиберных пулеметов. Летные характеристики тоже были впечатляющими: максимальная скорость достигала 663 км/ч на высоте 7 километров, потолок - 12000 метров и весьма неплохая при такой массе скороподъемность - 914 м/мин.

В дальнейших модификациях форсажная мощность двигателя возросла до 2800 л.с., скорость - до 750 км/ч, потолок - до 13000 м, взлетная масса - до девяти тонн, а вооружение - до восьми крупнокалиберных "Кольт-Браунингов". Самолет получил возможность носить до полутора тонн бомб и ракет, Для сравнения, максимальная бомбовая нагрузка советского трехместного двухмоторного бомбардировщика Пе-2 была в полтора раза меньше, при этом его скорость не превышала 540 км/ч, а потолок - 9000 м.

Высокие летные характеристики, помимо мощного мотора и хорошей аэродинамики, обеспечивал турбокомпрессор. "Тандерболт" стал первым в мире крупносерийным одномоторным истребетелем, оснащенным этим агрегатом. Конструкция силовой установки Р-47 получилась очень сложной и дорогой, из-за чего цена самолета достигала 85 тысяч долларов (примерно вдвое дороже "Киттихаука" и "Аэрокобры"), но американцы считали, что характеристики машины это окупают.

И их расчет оправдался. Р-47 оказался самым живучим и выносливым одномоторным истребителем Второй мировой войны. На полмиллиона боевых миссий у него пришлись всего 824 безвозвратные боевые потери, то есть, одна потеря на 620 вылетов. При этом "Тандерболты" активно использовались не только в качестве истребителей сопровождения и "чистильщиков воздуха", но и как штурмовики, действуя с малых высот по наземным целям, зачастую прикрытым мощной ПВО. Однако, если сравнить их боевую живучесть с нашим "летающим танком" Ил-2, у которого даже в конце войны одна боевая потеря приходилась в среднем на 90 вылетов (а в начале - всего на 13), то становится как-то грустновато.

О том, насколько интенсивной была боевая работа "Тандерболтов", свидетельствуют следующие цифры: За годы войны они сбросили 132 тысячи тонн бомб (Ил-2, которых выпустили вдвое больше и для которых "работа по земле" была единственным целевым предназначением, сбросили 111 тысяч тонн), а также выпустили 60 тысяч ракет и расстреляли более 135 миллионов патронов.

По заявкам пилотов Р-47, они уничтожили 86 тысяч железнодорожных вагонов, 68 тысяч автомобилей, девять тысяч локомотивов, шесть тысяч танков, самохоных орудий и бронемашин, а также - 3315 самолетов на аэродромах. Еще 2752 вражеских самолета "Тандерболты" сбили в воздушных боях. Конечно, эти заявки наверняка завышены, иначе и быть не может, но порядок цифр впечатляет.

Всего в 1942-45 годах было построено 15660 "Тандерболтов", в основном - в модификациях Р-47D и P-47N. Помимо США, они состояли на вооружени в 23 странах. Последними их списали перуанцы в 1963 году. "Динозавры" могли бы служить и гораздо дольше, но к тому времени все более-менее развитые страны перешли на реактивные машины, а бедным и слаборазвитым эксплуатация "Тандерболтов" была не по карману.



Прототип XР-47В в начале летных испытаний весной 1941 года. Пулеметы еще не установлены.



ХР-47В с вооружением и в защитной окрасе.



Турбокомпрессорный агрегат "Тандерболта" с воздуховодами высокого давления и промежуточным радиатором - интеркулером.



Схема силовой установки Р-47.



Структура фюзеляжа Р-47 без оборудования. Хорошо видна моторама, бензобаки и воздушные каналы к турбокомпрессору и интеркулеру.



Последняя и наиболее совершенная серийная модификация Р-47N.



Сопоставление размеров ранней и поздней версий "Тандерболта" с истребителем Ла-5.



Окраски Р-47N из 333-го скуадрона ВВС США, воевавшего летом 1945 года на Тихоокеанском ТВД. На верхней машине видны отметки о восьми сбитых японских самолетах.



Сандро Картвели самолетиком охмуряет девушку.

США, ВВС, авиация, История, Вторая мировая

Previous post Next post
Up