Черная карета для красного царя

Apr 29, 2021 20:36



Не устаешь удивляться, какие интересные открытия порой дарит старушка Клио. Оказывается, в тот самый день, когда в СССР началась массированная пропагандистская подготовка к грядущей "оборонной" войне за мировое господство, великому вождю товарищу Сталину продемонстрировали в Кремле первые образцы роскошных лимузинов экстра-класса, предназначенных для высшей большевицкой элиты.

Разумеется, Сталин и его клевреты и раньше катались далеко не на малолитражках, но это были иностранные машины, сделанные в загнивающем мире капитала, а престиж СССР требовал, чтобы будущий владыка Всемирной Республики Советов ездил на достойном его персоны автомобиле собственного производства. Однако советским инженерам было не под силу самостоятельно разработать такой автомобиль, поэтому за образец для подражания взяли американский "Бьюик-32-90" 1932 года.

Первая партия лимузинов, полностью копирующих "Бьюик", была построена в 1933 году на ленинградском заводе "Красный путиловец" и получила обозначение Л-1 ("Ленинград-1"). Эти машины успешно выдержали испытания, совершив двойной автопробег по тогда еще не имевшей твердого покрытия трассе Ленинград-Москва. Однако в крупную серию их не запустили, решив, что дизайн машины устарел и уже не отвечает новейшей автомобильной моде.

В 1934 году американской фирме Budd Company за полмиллиона долларов (огромная сумма по тем временам) заказали разработку нового кузова и изготовление оснастки (штампы, шаблоны) для его производства. Тогда же производство машины было перенесено на московский автозавод имени Сталина (ЗиС). Фирма быстро выполнила контракт, а ЗиС "скрестил" новый кузов с шасси "Бьюика". Так появился ЗиС-101 - предмет вожделения любого советского довоенного госаппаратчика, чекиста и военного высокого ранга.

Чиновники среднего и низового звена об этой машине мечтать не смели, не говоря уж о простых строителях коммунизма. Для подавляющего большинства из них даже мопед являлся недостижимой мечтой, а для их менее удачливых сограждан единственным доступным транспортным средством была лагерная тачка.

Роскошный ЗиС в стране всеобщего равенства и социальной справедливости был исключительно редкой и престижной машиной для "шишек", поскольку за шесть лет серийного выпуска таких машин сделали всего около восьми тысяч. То есть, в среднем 1 экземпляр на 25 тысяч жителей СССР. Причем значительная часть из них ушла в НКО, НКВД и другие наркоматы в качестве служебных автомобилей, а также - за границу для обслуживания дипломатических и торговых представительств. Очень небольшое количество "Зисов" поступило в таксопарки Москвы, Ленинграда и столиц союзных республик. В частности, в Москве в начале 1940-х годов было 55 таких элитных такси, а, например, в Минске - всего три штуки.

Однако, что интересно, сам товарищ Сталин, для которого изначально предназначался лимузин, на нем практически не ездил. Его "коронной" машиной с 1937 года и до конца Второй мировой войны был американский суперкар "Паккард-12" с гораздо более мощным, чем на "Зисе", 180-сильным мотором, а главное - с бронированным кузовом и толстыми бронестеклами, чего ЗиС не имел. Кузов "Зиса" с деревянным каркасом совершенно не подходил для скрытой установки бронеплит, да и 110-сильный двигатель был слабоват, чтобы таскать с высокой скоростью дополнительные тонны броневой стали.

Соображениям государственного престижа вождь предпочел заботу о личной безопасности, поскольку этот тиран, истребивший миллионы людей, очень сильно трясся за собственную жизнь. Со временем его постоянный страх закономерно перешел в паранойю, поэтому в последние 16 лет своего правления он перемещался по стране исключительно на "бронепоездах" и "колесных танках". Кстати, он был первым главой государства, да и вообще - первым политиком, прятавшимся от своего народа в автомобилях с противопульной броней. До него бронированный лимузин заказал себе только американский мафиозный босс Аль-Капоне. Впрочем, к истории ЗиС-101 это уже не имеет отношения.



ЗиС-101 из кремлевского гаража у Боровицких ворот.



Та же машина, вид сзади.



Приборная панель ЗиС-101.



Л-1 - прямой предшественник ЗиС-101. Таких машин построили всего семь штук, ни одна из них не сохранилась.



Сталин проверяет "дворники" на "Зисе" во время первого осмотра машины 29 апреля 1936 года.



Дополнительная третья фара - отличительный признак ЗиС-101, принадлежавших НКВД и использовавшихся в качестве оперативных машин. Парнишка, очевидно, тоже чекист в штатском.



"Паккард-12" - бронеавтомобиль, который Сталин предпочел "Зису".

США, СССР, спецслужбы, автомобили, История, политика

Previous post Next post
Up