Длинная рука Сталина

Mar 31, 2021 23:44



Ровно 85 лет назад, 31 марта 1936 года, впервые поднялся в воздух ЦКБ-30 - первый прототип дальнего бомбардировщика ДБ-3, спроектированного под руководством авиаконструктора С.В. Ильюшина. Это была его первая разработка и она, вопреки известной поговорке, получилась вполне удачной.

Летные характеристики машины были на уровне лучших зарубежных образцов, а дальность полета с тонной бомб достигала 3100 километров. Это позволяло держать под прицелом всю центральную Европу, вплоть до Италии и западных границ Германии, а на Дальнем Востоке - достигать любой точки на территории Японии, а также - оккупированных японцами Маньчжурии и Кореи. Максимальная скорость в 400 км/ч и потолок 8000 метров давали возможность не опасаться вражеских зениток и уходить от большинства тогдашних истребителей.

Таких характеристик позволила достичь хорошая аэродинамика, довольно легкая цельнометаллическая конструкция (крупный двухмоторный самолет с размахом крыла в 21 метр весил менее пяти тонн) и 760-сильные французские моторы "Гном-Рон", которые выпускались в СССР по лицензии под обозначением М-85. А когда самолет оснастили форсированными двигателями М-87 мощностью по 950 л.с., летные данные стали еще выше: скорость - 439 км/ч, потолок - 9600 м. Это уже была серьезная заявка на мировое лидерство в своем классе.

Однако у самолета имелся серьезный недостаток, о котором у нас предпочитают не упоминать, хотя, он очевиден и сразу бросается в глаза при первом взгляде на машину. У ДБ-3 была одноместная и довольно тесная пилотская кабина, больше похожая на кабину истребителя, чем дальнего бомбардировщика, которому приходится совершать полеты, продолжительностью до 8-10 часов.

Можно себе представить, как они выматывали летчика, тем более что на подавляющем большинстве серийных экземпляров не было автопилотов. При этом ДБ-3 являлся довольно "чуткой" и неустойчивой машиной, требующей постоянно корректировать крен, высоту и курс штурвалом и педалями. Иными словами, управляя им, нельзя было расслабиться ни на минуту.

Правда, пилота мог на некоторое время подменить штурман, в кабине которого стоял дублирующий комплект основных органов управления, однако, у штурмана был очень плохой обзор и со своего рабочего места он почти ничего не видел. К тому же, он не мог управлять двигателями, триммерами и закрылками. Ситуация с обзором была исправлена на модификации ДБ-3Ф (Ил-4), но она появилась только в 1940 году.

Дополнительные сложности создавало отсутствие отопления кабин, что делало долгие полеты на больших высотах серьезным испытанием на выносливость, особенно - в зимнее время, когда температура за бортом опускалась до минус 50-60 градусов, а внутри фюзеляжа была ненамного выше. Но советских летчиков учили "стойко и мужественно переносить все тяготы и лишения", что они и делали.

Наиболее активно ДБ-3 применялись в "зимней войне" с Финляндией 1939-40 годов, в которой участвовало несколько сотен таких машин. Безвозвратные потери были высокими, поскольку к тому времени ДБ-3 уже не считались неуязвимыми для истребителей. Финские "Фоккеры" нередко их догоняли и сбивали, пользуясь тем, что советские дальние бомбардировщики обычно летали в глубокий вражеский тыл без истребительного эскорта.

В общем счете пришлось списать 98 самолетов, из которых 81 относился к ВВС, а остальные 17 - к  авиации Балтфлота. Большинство из них было сбито в воздушных боях или пропало без вести, а пять машин совершили вынужденные посадки на вражеской территории, были захвачены противником и после ремонта вошли в состав финских ВВС.

Еще более 80 бомбардировщиков (данные неполные) получили повреждения в ходе боевых вылетов, но были восстановлены и возвращены в строй. А одним из последних и, пожалуй, самым ярким эпизодом боевого применения ДБ-3 стали налеты на Берлин в августе 1941 года.

На заставке - серийный ДБ-3 выпуска 1938 года на лыжном шасси.



Сверху - вниз:
Невооруженнная спецмодификации ДБ-3 "Украина", сделанная для установления женского мирового рекорда дальности полета. Из-за начала Второй мировой войны этот рекордный полет не состоялся, а  самолет впоследствии переделали в обычный бомбардировщик.
ДБ-2 из 4-го дальнебомбардировочного авиаполка, июль 1941.
Торпедоносец ДБ-3Т из 2-го минно-торпедного полка Черноморского флота, август 1941.



ДБ-3 на советско-германском фронте зимой 1941-42 годов.



ДБ-3 в ангаре Монинского авиамузея.

Советско-финская война, ВВС, СССР, авиация, История, Великая Отечественная

Previous post Next post
Up