В дополнение к
позавчерашней заметке о фатальной неудаче авиаконструктора Слесарева можно сказать, что самолет, сделанный по выбранной им схеме (два двигателя, размещенные внутри фюзеляжа с приводами на винты, укрепленные между крыльями), все-таки смог взлетель, но не в России, а в соседней империи, которая вскоре тоже исчезла с карты Европы.
Этим самолетом был бомбардировщик "Авиатик" Gr.I, спроектированный в начале 1916 года австрийским авиаконструктором, уроженцем города Лемберга (ныне - Львов) Рихардом фон Мизесом. Его аэроплан кое в чем получился даже более своеобразным, чем "Святогор", однако это не помешало ему преодолеть силу земного притяжения. Мизес оснастил свою машину двумя 12-цилиндровыми V-образными моторами "Австро-Даймлер" мощностью по 300 л.с., установленными в фюзеляже поперек его продольной оси. Первый двигатель стоял перед пилотской кабиной, а второй - позади нее.
Оригинальной особенностью этих моторов было то, что они имели по два вала отбора мощности - спереди и сзади. Поэтому каждый из них работал через конические редукторы и длинные передаточные валы на два винта, установленные на трубчатых фермах справа и слева от фюзеляжа. Таким образом, самолет фон Мизеса был двухмоторным, но при этом - четырехвинтовым!
Машина получилась довольно крупной, хотя и не гигантской: размах - 22,6 м, длина - 15,4 м. масса конструкции - 2996 кг, взлетная масса - 4650 кг. То есть, "Авиатик" был значительно меньше и легче "Святогора". Таким образом, суммарная мощность моторов в 600 л.с приходилась на 4,65 тонн подъемной массы, а у "Святорогора" - 440 л.с. на 6,5 тонн. Иными словами, номинальная энерговооруженность "Авиатика" составляла 7,75 кг/л.с, а "Святогора" - 14,77 кг/л.с.
А если учесть, что реальная мощность, передаваемая у "Святогора" на винты с учетом потерь в ременных передачах, составляла всего 360 л.с, то фактически на каждую лошадиную силу у него приходилось аж 18 килограмм взлетного веса. Эта пропорция дает ясный и однозначный ответ на вопрос: почему "Авиатик" летал, а бомбардировщик Слесарева только катался по аэродрому.
Первый полет "Авиатика" состоялся 2 июля 1916 года. Сперва испытания проходили успешно, но 28 июля из-за ошибки пилота произошла серьезная авария. При заходе на посадку самолет заложил слишком большой крен, скользнул на крыло и боком рухнул на землю. На его борту в этот момент находились два человека. Каким-то чудом оба они не только выжили, но и не получили серьезных травм.
Инцидент не привел к закрытию программы. Вскоре был готов второй прототип, аналогичный первому, за исключением того, что в нижней части фюзеляжа оборудовали крупный бомбовый отсек, площадь элеронов уменьшили, а тележки шасси усилили, установив сдвоенные колеса. Самолет успешно завершил испытания, показав вполне приличные летные данные: скорость - 150 км/ч, скороподъемность - 140 м/мин, потолок - 4000 м, бомбовая нагрузка - 500 кг.
Кроме того, Gr.I продемонстрировал хорошую устойчивость, маневренность и управляемость, но при этом - низкую надежность моторов. Довести ее до приемлемого уровня так и не удалось, поэтому в апреле 1917 года от серийной постройки аэроплана фон Мизеса отказались, а на вооружение австро-венгерских ВВС были приняты немецкие бомбардировщики "Гота", которые закупались в Германии и выпускались в Австрии по лицензии.
Чертеж первого экземпляра "Авиатика" Gr.I.
Второй прототип "Авиатика" Gr.I в ангаре и на летном поле. Экипаж самолета состоял из трех человек - пилота и двух стрелков, они же механики-двигателисты. Защитное вооружение - два подвижных пулемета на кольцевых турелях. На заставочном рисунке также изображен второй экземпляр машины.
Летчик-испытатель возле второго ппрототипа.