Тайфун - сын Урагана

Feb 22, 2021 00:19




22 февраля 1940 года впервые поднялся в воздух первый прототип самолета Хаукер "Тайфун" - самого мощного в мире одномоторного истребителя на тот момент. Однако эта машина, созданная как скоростной низковысотный перехватчик, получила гораздо более широкую известность как штурмовик и истребитель-бомбардировщик. "Тайфуны" сыграли важную роль в обеспечении открытия Второго фронта и в разгроме немецких войск во Франции летом 1944 года.

"Тайфун", разработанный известным английским авиаконструктором Сиднеем Кэммом для замены морально устаревающего истребителя "Харрикейн", был обязан своим появлением 24-цилиндровому четырехрядному двигателю жидкостного охлаждения Нэпир "Сэйбр" мощностью 2200 лошадиных сил.

Только англичанам удалось разработать, довести "до ума" и внедрить в массовое производство столь сложный силовой агрегат. Ни в одной стране мира не было ничего подобного. Для сравнения, самый мощный советский жидкостный авиамотор тех времен АМ-38, стоявший на штурмовике Ил-2, развивал 1500 л.с., но он появился позднее "Сэйбра".

Благодаря высокой энерговооруженности "Тайфун", несмотря на солидную взлетную массу (более пяти тонн) обладал исключительно высокой скоростью - 663 км/ч, скороподъемностью - 14 м/с и вооружением - 4 20-миллиметровые автоматические пушки. Дополнительно он мог носить 2000 фунтов (907 кг) бомб или 8 60-фунтовых ракет RP-3 c 11-килограммовой боеголовкой, которая представляла угрозу даже для "Тигров" и могла выводить их из строя при попадании в моторный отсек. Вероятность такого попадания составляла примерно 4%.

Таким образом, по боевой нагрузке этот истребитель соответствовал советскому двухмоторному бомбардировщику Пе-2 и более чем вдвое превосходил двухместный вариант штурмовика Ил-2, который поднимал не более 400 кг бомб. К сожалению, советский авиапром времен войны не мог выпускать ничего подобного"Тайфуну", для нас эта машина была воплощением "инопланетных технологий". А англичане построили 3317 таких самолетов, активно применявшихся на западном ТВД начиная с 1942 года.

"Тайфуны" продемонстрировали высокую эффективность ударов по наземным целям, в том числе - таким компактным и хорошо защищенным как тяжелые танки. Например, 23 сентября 1944 года, согласно немецким данным, они уничтожили в одном боевом вылете под Арнемом четыре "Тигра" и три "Пантеры". При этом за всю войну не отмечено ни одного доказанного случая уничтожения танков этих типов штурмовиками Ил-2.

"Тайфуны" в СССР не поставлялись, поэтому у нас они известны мало. Однако без упоминания об этой выдающейся машине картина воздушной войны против нацистской Германии будет неполной.



Компоновочная схема "Тайфуна" с каплевидным сдвижным фонарем кабины. Большинство этих машин имело другие фонари с распашными дверями автомобильного типа, как на "Аэрокобре".



Первый прототип "Тайфуна" с вооружением, состоявшим из 12 пулеметов винтовочного калибра, и фонарем с непрозрачным гаргротом.



Сще один прототип с пушечным вооружением.



Серийная машина с прозрачным фонарем.



Двигатель "Сэйбр", частично препарированный для показа внутреннего устройства.



"Тайфун" и его пилот. Под крылом виден пилон для бомбы.



Группа английских летчиков возле "Тайфуна" с ракетами RP-3. На самолет нанесены черно-белые полосы, которыми маркировались машины, участвующие в операции "Оверлорд" - открытии Второго фронта.



Подвеска ракет на пусковые установки.



Летчик возле "Тайфуна" с подвешенными 500-фунтовыми (227 кг) бомбами.



"Тайфуны" на взлете. Цвет коков винтов обозначал принадлежность к скуадрону (эскадрилье).



"Тайфун" после удачной атаки. Под ним горят "Тигр" и "Пантера".



Стоявшие на "Тайфунах" пушки "Испано" Mk.II  с высокой начальной скоростью и большой массой снаряда (в полтора раза больше, чем у советской авиапушки ШВАК) были весьма эффективны против автомобилей, локомотивов и бронемашин с противопульбной броней.

ВВС, авиация, Англия, Вторая мировая

Previous post Next post
Up