Зубастый младенец

Jan 06, 2021 05:51




Ровно 105 лет тому назад, в январе 1916 года, на Западный фронт Первой Мировой войны начал поступать "Ньюпор-11" - первый в мире массовый одноместный истребитель специальной постройки. Более ранние самолеты этого класса являлись переделками безоружных разведчиков или спортивных самолетов, превращенных в истребители путем установки пулемета.

Впрочем, "Ньюпор-11" тоже появился не на пустом месте. Его непосредственным предшественником был двухместный разведчик "Ньюпор-10". В 1915 году его иногда переделывали в истребитель, убирая вторую кабину летчика-наблюдателя и устанавливая над верхним крылом пулемет для стрельбы поверх винта. Но для истребителя машина была слишком тяжелой и крупной, а это не позволяло достичь высоких летных характеристик.

Поэтому в конце того же года главный конструктор фирмы "Ньюпор" Густав Деляж всего за 40 дней разработал значительно облегченную и уменьшенную в размерах версию "Ньюпора-10", в которой изначально не было второй кабины. Самолет получил следующий порядковый номер "11", а за его небольшие габариты ему сразу дали прозвище "Бебе" (по-французски - "младенец"), под которым машина вошла в историю.

Длина "Бебе" составляла всего 5,5 метров, а масса - 320 кг. Для сравнения, "Ньюпор-10" имел длину 7 метров и весил 440 кг. А поскольку на обоих машинах стоял один и тот же мотор - 80-сильный ротатитвный "Рон", "младенец" закономерно получился значительно резвее своего "папаши". Он развивал скорость 165 км/ч, а "Ньюпор-10" - всего 140. И потолок оказался значительно выше, чем у "десятки", - пять километров против четырех.

Разумеется, самолет сразу запустили в серийное производство, а к концу января 1916 года на фронте было уже 90 таких машин. "Бебе" выпускался во Франции всего несколько месяцев, поскольку весной того же года появилась улучшенная модификация "Ньюпор-16", оснащенная более мощным 110-сильным двигателем. Но за это короткое время успели построить более 600 экземпляров, состоявших на вооружении 23 истребительных эскадрилий.

Эти самолеты помогли французам перехватить господство в воздухе, завоеванное немцами осенью 1915-го благодаря истребителям "Фоккер-Айндеккер". "Младенец" превосходил "Фоккера" по всем летным характеристикам, уступая лишь в эффективности вооружения, поскольку из его пулемета, установленного над верхним крылом, попасть в цель было гораздо сложнее, чем из синхронного пулемета немецкой машины.

Да и перезарядка такого пулемета в полете представляла собой опасный акробатический трюк. Пилоту приходилось отстегивать привязные ремни, вставать в кабине во весь рост, зажав ручку управления между ногами, а потом вручную менять довольно тяжелый патронный диск, рискуя уронить его себе на голову или вывалиться за борт.

О том чтобы проделать это во время схватки не могло быть и речи, поэтому летчикам, расстрелявшим магазин, приходилось сразу выходить из боя. Правда, вскоре появились стрелковые лафеты, позволявшие пилоту, разомкнув крепление, наклонять пулемет на себя, чтобы дотянуться до диска, не вставая с сиденья. Но все равно перезарядка пулемета одной рукой оставалась весьма нелегкой задачей.

А достаточно надежных и безотказных пулеметных синхронизаторов у французов еще не было. Они появились лишь через несколько месяцев и пошли в серию на модификации "Ньюпор-17", вооруженной синхропулеметом "Виккерс" с ленточным питанием, позволившим, наконец, забыть "патронную акробатику" как кошмарный сон. При осечках "Виккерс" перезаряжался простым передергиванием затвора.

На "Бебе" воевали не только французы. Весной и летом 1916-го он поставлялся союзникам - бельгийцам, румынам, англичанам и русским, а в Италии и в России истребитель выпускался по лицензии. Московский завод "Дукс" построил порядка 40 штук, а в Италии "Младенец" получил даже более широкое распространение, чем на родине. Фирма "Ньюпор-Макки" за год настрогала около 700 экземпляров машины, которая до середины 1917 года являлась основным истребителем итальянских ВВС. В других странах к тому времени уже перешли на более совершенные моификации "Ньюпоров", но итальянцев "Бебе" почему-то устраивал.

На заставке - звено французских "Бебе" в полете. Компьютерная графика Себастьяна Лыдзбы.



Предшественник "Бебе" - "Ньюпор-10", переделанный в одноместный истребитель с пулеметом "Льюис" пехотного образца, жестко закрепленным над верхним крылом.



Первый экземпляр "Бебе" без вооружения.



Немцы осматривают трофейный "Бебе", совершивший вынужденную посадку на германской территории.



Единственный сохранившийся до наших дней подлинный экземпляр "Бебе" в парижском музее авиации. Черные окантовки крыльев и граней фюзеляжа служат для контроля за равномерностью натяжения полотняной обшивки. Иногда эти окантовочные ленты были коричневыми или синими.



Современная летающая копия "Ньюпора-11" итальянских ВВС c эмблемой сержанта Альваро Леонарди, одержавшего 8 воздушных побед.



Вверху: один из первых серийных экземпляров "Бебе", вооруженный пулеметом "Гочкисс", укрепленным непосредственно на верхнем крыле, без стоек. Из-за этого его пришлось ставить под углом вверх к продольной оси самолета, что еще больше затрудняло прицеливание. Вскоре от такой установки отказались.
Внизу: "Ньюпор-11" ВВС Российской Империи

ВВС, авиация, Франция, Первая мировая, История

Previous post Next post
Up