Ровно 160 лет назад, 29 декабря 1860 года, в славном городе Блэквелл состоялся спуск на воду первого в мире железного парусно-парового броненосца (в тогдашней терминологии - бронефрегата) "Уорриор" - самого крупного и наиболее мощного на тот момент боевого корабля.
И хотя он был не лишен недостатков, Британия в очередной раз подтвердила свой статус владычицы морей и наиболее развитой в технологическом плане военно-морской державы мира. Сейчас о тех далеких временах остались лишь ностальгические воспоминания и любовно восстановленный в качестве плавучего музея "Уорриор", по которому водят экскурсии.
На заставке - любопытная фантазия венгерского художника-мариниста Радо Явора. На ней "Уорриор", присланный английским правительством на помощь американским конфедератам, сражается с эскадрой юнионистов. На первом плане - башенный броненосец "Монитор", по которому "Уорриор" вряд ли мог попасть на такой дистанции. Ему бы просто не хватило углов склонения орудий, особенно - стоящих на верхней палубе.
Однако на самом деле железному гиганту ни разу не пришлось вести огонь по врагу, а уже в 1883 году он был списан с боевой службы, разоружен и переоборудован в плавучий склад боеприпасов.
Трехмерная компьютерная модель бронефрегата, который по размерам и тоннажу превосходил все тогдашние линкоры. Его длина без бушприта составляла 127 метров, ширина по мидель-шпангоуту - 17,7 м, полное водоизмещение 9358 тонн, индикаторная мощность паровой машины - 5270 л.с.
Вооружение на момент вступления в строй: 28 68-фунтовых (восьмидюймовых) гладкоствольных дульнозарядных орудий, 10 нарезных казнозарядных 110-фунтовых (семидюймовых) орудий Армстронга и четыре 40-фунтовых (пятидюймовых) орудия того же типа. Экипаж - 705 человек.
Оригинальные архивные чертежи "Уорриора". Хорошо заметно, что внешним видом он повторял классические парусные фрегаты первой половины XIX века. И только его механическая "начинка" демонстрирует, что это - воплощение принципиально новых технологий.
Структура корпуса "Уорриора" на чертеже и в виде макета. Обратите внимание, что железные броневые плиты с пушечными портами крепились к толстой деревянной подложке, которая обеспечивала дополнительную защиту.
Компоновочная схема бронефрегата. В левом верхнем углу показан броневой каземат, закрывавший центральную часть корабля между верхней и нижней палубами.
Далее - подборка фотографий "Уорриора", воссозданного в том виде, который он имел после ввода в эксплуатацию осенью 1861 года.
"Уорриор" и сейчас выглядит очень солидно, особенно - на фоне окружающей его плавучей мелочи.
Одно из наследий "парусного дизайна" - развитый и богато украшенный кормовой балкон с большими окнами.
Собственно уорриор - носовая фигура до и после реставрации. Это одна из немногих крупных деревянных деталей корабля, у которого даже мачты и бушприт уже были сделаны из железа.
110-фунтовое орудие Армстронга с винтовым затвором.
68-фунтовые гладкоствольные дульнозарядные пушки на батарейной палубе, которая одновременно являлась матросским кубриком.
Штурвалы и компас на верхней палубе.
Штурвалы, компасы и оружейная стойка на батарейной палубе. На заднем плане - пушка Армстронга.
Капитанская каюта. Размеры впечатляют, но особой роскоши не наблюдается.
"Наши жены - пушки заряжены!" Каюта, в которой один из офицеров "Уорриора" делил жилплощадь с 68-фунтовым орудием.
Британскийй моряк всегда готов к ближнему бою. Стойка для револьверов и крепление для абордажных сабель-катласов на батарейной палубе.
Такие разные печки: слева - вылизанное до блеска котельное отделение (во время службы корабля оно, разумеется, выглядело не столь "стерильно"), а справа - камбуз.
Слева - стиральные машины с механическим приводом и отжимными валками. "Уорриор" был первым в мире военным кораблем, оснащенным этим чудом техники. Справа - матросские ванны в помывочном отсеке.