Ровно 150 лет назад, 5 декабря 1870 года, германские войска вторично захватили Орлеан. Этому предшествовало двухдневное наступление на город прусско-баварской армии под командованием герцога Мекленбургского Фридриха-Франца, прусского принца Фридриха-Карла и баварского генерала Людвига фон дер Танна. В наступлении было задействовано примерно 30 тысяч солдат и офицеров при 470 орудиях, которым противостояла 70-тысячная Луарская армия Франции.
Немцы, координируя свои действия, атаковали одновременно по трем по сходящимся направлениям: с севера, северо-запада и северо-востока. За два дня им удалось продвинуться на 15-20 километров и оттеснить противника в город. Несмотря на более чем двойное численное превосходство, Луарская армия, состоявшая из необученных новобранцев, волонтеров и резервистов старших возрастов, не смогла удержать натиск противника, подкрепленный ураганным огнем многочисленной прусской артиллерии.
Лишь на некоторых участках дело доходило до боев на ближних дистанциях, а в большинстве случаев французы не выдерживали артогня и начинали поспешно отходить, бросая собственные пушки, еще до того как наступающие цепи немецкой пехоты приближались к их позициям. При этом многие сдавались в плен.
Декабрьские бои под Орлеаном показали, что наспех собранная и брошенная в бой без надлежащей подготовки мобилизационная армия не в состоянии эффективно противостоять кадровым полкам и дивизиям. А ее первоначальный успех в
сражении под Кульмье был обусловлен лишь тем, что тогда она обладала почти четырехкратным численным первосходством, к тому же, у противника было гораздо меньше артиллерии.
К вечеру 4 декабря прусаки и баварцы с минимальными потерями загнали французов в Орлеан и захватили расположенный на окраине железнодорожный вокзал. На следующее утро они планировали начать массированный обстрел города, чтобы потом взять его штурмом. Однако в 10 часов вечера а герцогу прибыл парламентер от военного коменданта Орлеана с просьбой приостановить наступление, обещая за ночь очистить город и отвести войска на противоположный берег реки Луара.
Герцог согласился, но дал на отвод войск всего два часа, пригрозив, что по истечении этого срока Орелан будет занят, а в случае сопротивления - сметен артогнем. Выждав отведенное время, прусская армия вскоре после полуночи вступила в Орлеан. Французы не успели стянуть все свои войска к мостам и переправить их через реку. Когда немцы вошли в город, там еще оставалось примерно 12 тысяч солдат и офицеров. Все они без единого выстрела сдались в плен.
Общие потери французов в Орлеанском сражении составляли примерно 20 тысяч человек из них около 18 тысяч - пленными. Кроме того, немцы захватили 74 орудия. Их собственные потери составляли всего 353 человека убитыми, 1327 ранеными и 67 пропавшими без вести. Известие о поражении Луарской армии и о ее низкой боеспособности произвело удручающее впечатление на штаб обороны Парижа, став вторым тяжелым психологическим ударом после
провала попытки прорыва блокады. Стало ясно, что помощи извне ждать бесполезно.
Только что разбитый в Шампиньи генерал Дюкро обратился к главе правительства национальной обороны генералу Луи Трошю и министру иностранных дел Жюлю Фавру с просьбой начать переговоры о перемирии, поскольку Франция, по его мнению, больше не имела сил, способных противостоять германским войскам. Но его обращение осталось без ответа. Высшее руководство все еще на что-то надеялось и война продолжалась.
На заставке: немцы в центре Орлеана после повторного взятия города.
Отступающие бойцы Луарской армии на окраине Орлеана.
Захваченные немцами в Орлеане французские речные канонерки. На заднем плане - мост через Луару, который французы не успели разрушить при отходе из города.
Прусаки конвоируют пленных французов.