Серьезный дебютант

Nov 26, 2020 23:32



Ровно 95 лет назад, 26 ноября 1925 года впервые поднялся в воздух самолет АНТ-4 - первый прототип первого советского тяжелого бомбардировщика ТБ-1. Это была очень передовая и перспективная машина, во многом превосходящая зарубежные аналоги.

Цельнометаллический свободнонесущий моноплан с дюралевой обшивкой выглядел весьма футуристично на фоне тогдашних английских, французских и американских бомбардировщиков, представлявших собой обтянутые полотном "этажерки" с паутиной расчалок. Вдобавок построен он был из отечественного дюралюминия.

И хотя ТБ-1 был сделан по немецким технологиям фирмы "Юнкерс" и на немецком оборудовании, а двигатели на нем стояли импортные, это была серьезная заявка на лидирующие позиции в мировом авиастроении. Тем более что в дальнейшем серийные машины оснащались советскими моторами М-17. Ознакомившись с ТБ-1, иностранные авиаспециалисты стали всерьез относитсья к советскому авиапрому, впервые признав в нем сильного соперника.

АНТ-4 успешно прошел испытания, продемонстрировав неплохие летные характеристики. Летом 1929 года его запустили в серийное производство и за три года построили 212 экземпляров, в том числе 66 - в варианте торпедоносца с поплавковым шасси.

По основному назначения самолет использовался до 1936 года, когда его полностью вытеснил из строевых частей ВВС четырехмоторный тяжелый бомбардировщик ТБ-3. Но после этого АНТ-4 еще 10 лет применялись в качестве военно-транспортных и гражданских грузовых машин. Такой долговечности способствовала цельнометаллическая конструкция, гораздо более прочная и устойчивая к природным воздействиям, чем деревянная или смешанная.

На заставке - ТБ-1 с моторами М-17 на зимнем лыжном шасси.



Первый прототип АНТ-4 с английскими моторами Нэпир "Лайон" и французскими цилиндрическими радиаторами Ламблена.



Серийный ТБ-1 без вооружения, но в защитной окраске с тактическим номером "4" на хвосте.



Групповой снимок летчиков, штурманов и воздушных стрелков Бомбардировочной бригады на фоне ТБ-1 с наименованием "Страна Советов". В 1929 году эта машина совершила беспрецедентный, по тем временам, дальний перелет Москва - Нью-Йорк через Сибирь, Аляску, Канаду и всю территорию Соединенных Штатов. Интересно, что американские власти дали разрешение на пролет над своей территорией, несмотря на то, что СССР и США тогда еще не имели дипломатических отношений.



Перед полетом над Тихим океаном колесное шасси "Страны Советов" было заменено поплавковым.



В американском Сиэттле самолет вновь поставили на колеса. Машина украшена флагами США и "Аэрофлота".



"Страна Советов" в Нью-Йорке, где она произвела фурор. Ничего подобного от России американцы не ожидали.



ТБ-1, переданный в Полярную авиацию и используемый для перевозки почты. Обратите внимание, что кабина сделана закрытой.



Сверху - вниз:
ТБ-1 из состава ВВС РККА, 1932 год.
Торпедоносец ТБ-1П (поплавковый) ВВС Балтфлота с торпедой ТАН-12.
ТБ-1, переименованный в Г-1 (грузовой - первый) Управления Полярной авиации. Яркая оранжевая окраска с синими декоративными элементами облегчала поиск машин, совершивших вынужденные посадки.

ВВС, СССР, авиация, История

Previous post Next post
Up