Ровно 605 лет назад, в разгар осенней распутицы, на покрытом жидкой грязью поле у городка Азенкур произошло одно из крупнейших сражений Столетней войны между Англией и Францией. И прошло оно по схожему сценарию с предыдущей
битвой при Пуатье. Французы под командованием коннетабля (верховного главнокомандующего) Шарля д`Альбре, обладавшие значительным численным перевесом, были наголову разбиты англичанами, которых возглавлял сам король Генрих V Ланкастер.
Французы, как будто, не извлекли никаких уроков из предыдущего поражения, либо - напрочь забыли эти уроки, так как со времен Пуатье прошло почти 60 лет. Они так же атаковали неорганизованной толпой в надежде на сближение с врагом вплотную и перевод битвы в рукопашную, в которой их численный перевес должен был обеспечить им победу.
Причем при Азенкуре их положение было даже хуже, поскольку англичане успели установить перед своими позициями "противоконное" заграждение из заостренных кольев, вкопанных в землю под углом в сторону противника с небольшими интервалами. "Частокол" перегораживал всё поле, зажатое между густыми лесами, так что, обойти его было невозможно. Благодаря этой преграде, которую французские лошади не смогли преодолеть, англичане легко отбили первую атаку рыцарей, нанеся им ощутимые потери.
Вторую атаку французы решили провести спешенными, но это было не самое мудрое решение. Им пришлось несколько сот метров ковылять, утопая в грязи, под дождем английских стрел. И хотя эти стрелы не пробивали стальные латы, далеко не у всех воинов имелись полные латные доспехи, а кольчуги и кожано-пластинчатые бригандины от них не спасали.
Таким образом, относительно слабо защищенные воины были выбиты или бежали обратно еще до того как изрядно уставшие рыцари с килограммами глины, налипшей на сабатоны, достигли частокола и, как писали в тогдашних хрониках, "с честью скрестили оружие с неприятелем". Однако, неприятель, вступивший в бой со свежими силами, выдержал удар, хотя, французов все еще было больше.
Яростная драка дробящим и рубящим оружием продолжалась более двух часов. В ней приняли участие и английские лучники, которые, помимо луков, были вооружены длинными кинжалами, предназначенными для уколов в стыки между доспешных пластин. Этими кинжалами им удалось заколоть немало французских шевалье, пока те благородно рубились со своими английскими "коллегами".
Окончательно решил исход боя контрудар английских конных рыцарей под командованием самого короля. Противостоять ему вконец измотанные французы не смогли и начали массово сдаваться в плен. У них уже не было сил даже для бегства. Всего сложили оружие примерно 1200 рыцарей.
В этот момент большой отряд вооруженных чем попало крестьян численностью около 600 человек под командованием местного феодала Изембера д`Азенкура, просочившись сквозь лес, напал на плохо защищенный английский лагерь и начал его грабить. Генрих подумал, что его атакует с тыла новое войско. Не решаясь вступить с ним в бой, будучи обремененным огромным количеством пленных, которых надо было охранять, он отдал приказ немедленно перебить пленников.
Английские лучники и рыцари, надеявшиеся на выкуп, неохотно приступили к его исполнению. Но вскоре обстановка прояснилась и король понял, что его лагерь атаковали мужики с топорами и косами. Он тотчас же отменил свой приказ, однако, к тому моменту примерно 500 сдавшихся были уже зарезаны или застрелены из луков. Напавших на лагерь британцы легко прогнали, но этот инцидент, безусловно, подпортил Генриху впечатление от победы.
Что касается численности участников сражения, то, согласно оценкам большинства современных историков, она составляла от 6 до 9 тысяч англичан, из них не менее 5 тысяч лучников и 1200-1500 рыцарей. По французам разброс гораздо больше - от 15 до 25 тысяч, в том числе 10 тысяч рыцарей и королевских сержантов. Разнобой происходит от того, что одни историки учитывают вооруженных слуг и крестьянское ополчение, а другие - не учитывают.
Потери англичан составляли по минимальной оценке (королевский релиз Генриха V) всего лишь 112 человек убитыми, из них 13 рыцарей, которые известны поименно. По максимальной (французской) оценке - 600 человек. У французов дела обстояли гораздо хуже, можно даже сказать - катастрофично. В мартирологе погибших значится 3069 фамилий, причем это только благородные рыцари, их пажи, оруженосцы и сержанты. Среди них - сам коннетабль д`Альбре, три герцога, девять графов, магистр арбалетчиков, великий магистр королевского двора и т.д.
Кроме того, на поле боя было найдено примерно 2600 неидентифицированных трупов простолюдинов. Итого - около 5700 погибших в бою и перебитых пленных. Плюс - 700 выживших пленных, уведенных англичанами. Плюс - неизвестное количество раненых, из которых неизвестно сколько умерло. В общем, печальная картина.
Однако эта битва не имела стратегических последствий. Несмотря на полный разгром французского войска, Генрих V решил, что его сил недостаточно для покорения Франции с ее многочисленными и хорошо укрепленными городами и замками. Оставив гарнизон в портовом городе Кале, он вскоре отплыл в Англию, чтобы набрать более многочисленную армию. С ней он через полтора года вернулся во Францию, но это уже другая история.
Схема битвы при Азенкуре.
Генрих в боевом азарте. Картина художника А.Аверьянова.
Знатные участники сражения. Слева - направо: Лорд Томас Камойс - командир левого фланга английской армии, король Генрих V, лорд Бардольф, маршал Франции Жан Ле Мэнр (погиб), коннетабль Шарль д`Альбре (погиб) и герцог Шарль Орлеанский (погиб).
Экипировка английского арбалетчика, пехотинца-пикинера и лучников-лонгбоумэнов.