18 августа 1945 года на 1-м Дальневосточном фронте японцы начали массово сдаваться в плен. 9-я Воздушная Армия прекратила боевую деятельность, но до 20 августа было совершено еще 105 вылетов для разбрасывания листовок с текстом последнего приказа генерала Ямада и разъяснением условий сдачи. Более миллиона таких листовок на японском и китайском языках было оперативно отпечатано во фронтовых типографиях и доставлено на аэродромы.
Одновременно с этим ТБ-3, "Дугласы" и Ли-2 из 281-го транспортного авиаполка начали доставлять группы десантников в города Маньчжурии и Кореи, до которых еще не успели дойти советские войска. Первый десант в количестве 120 человек высадился уже 18 августа в Харбине - неофициальной столице и крупнейшем "русском" городе Маньчжурии. Это было весьма рискованное мероприятие, поскольку никто не был уверен, что многотысячный гарнизон подчинится приказу и не окажет сопротивления. А советские наземные войска в тот момент находились почти в 250 километрах от Харбина.
Но все прошло благополучно. По совершившим посадку на городском аэродроме самолетам никто не стрелял. Солдаты аэродромной команды и батальон охраны безропотно подчинились переданному через переводчика приказу командира десанта сдать оружие. Красноармейцы заперли пленных в казарме и сами взяли под охрану аэродромные объекты.
Следующим утром в Харбин было доставлено еще 153 бойца и 800 кг продовольствия, оружия и боеприпасов, а 20 августа - дополнительно 213 солдат и офицеров. Таким образом, численность красноармейцев в Харбине стала достаточной, чтобы взять под контроль не только аэродром, но и ключевые объекты города. И лишь 21 августа в фактически уже взятый с неба Харбин вошли по реке Сунгари бронекатера с десантом моряков Амурской флотилии.
Одновременно с проведением Харбинской десантной операции транспортники доставили 183 бойца и 200 кг груза на аэродром Гирин. 23 августа высажен десант из 134 человек в корейском порту Канко (Хамхынг), а 24 августа 156 солдат и офицеров высадились на аэродроме города Хейдзио (ныне - столица КНДР Пхеньян). В дальнейшем транспортные самолеты совершили на эти аэродромы еще несколько десятков рейсов с различными грузами.
Высадки осуществлялись по единому плану. В них участвовало от пяти до 14 транспортных бортов, в каждом из которых размещалось по 15 - 18 автоматчиков с одним - двумя пулеметами. Лидерами групп были бомбардировщики Пе-2 или учебно-тренировочные бомбардировщики УСБ. Они первыми приземлялись на аэродромах и по радио давали остальным разрешение на посадку.
На головном Ли-2, кроме солдат, летел командир десанта, переводчик и офицер-диспетчер. Для обеспечения внезапности и снижения риска обстрела средствами ПВО, самолеты подходили к аэродромам на малой высоте и совершали посадку с хода, без круга. Непосредственно перед посадкой каждый экипаж докладывал по радио, что он видит на аэродроме и вокруг него.
При десантированиях не случилось ни одной аварии, никто не погиб и не был ранен. Конечно, в первую очередь это объяснялось отсутствием противодействия со стороны уже бывшего противника, но нельзя не отметить хорошую организацию и четкое проведение операции, благодаря чему сотни дальних рейсов тяжелых машин и посадок на незнакомых аэродромах завершились без происшествий.
На заставке: самолет УСБ, который использовался в качестве лидера группы транспортников во время Маньчжурской воздушно-десантной операции.
Транспортный "Дуглас" DC-3 9-й Воздушной армии, участвовавший в высадке Маньчжурского десанта.
Советский разведывательный аэрофоотоснимок Харбинского аэродрома. Как видно, это было весьма впечатляющее сооружение с широкой бетонной ВПП, по которой могло одновременно разбегаться звено бомбардировщиков или эскадрилья истребителей. Красными кружками обведены японские самолеты. Взорвать постройки этого аэродрома до капитуляции японцы не успели.
Советские десантники захватывают японский аэродром. Слева - легкий боевой самолет Татикава Ки-55.
Строй десантников возле УСБ. Интересно, что на некоторых из них довоенные каски - "халхинголки".