Маньчжурия: последний день войны

Aug 17, 2020 23:07




Предыдущая часть

75 лет назад, 17 августа 1945 года, части 5-й Армии, продвигаясь на запад от Муданьцзяна, захватили город Нингута и военный аэродром Датуаншань, на котором было обнаружено 30 брошенных японских самолетов различных типов, причем 14 из них - вполне исправных, а также большие запасы бензина. Тем временем бойцы 35-й Армии взяли город Боли. Авиация также продолжала боевую работу. Штурмовики 251-й дивизии охотились за поездами и автотранспортом. Никто из летчиков еще не знал, что приказ о капитуляции Квантунской армии уже подписан и что это их последний боевой вылет.

Четверка Ил-2 под командованием лейтенанта Епишева вела поиск вдоль железной дороге межу Муданьцзяном и Вэйшахэ. На одном из полустанков Епишев обнаружил необычный короткий состав, накрытый маскировочными сетями. Для идентификации цели лейтенант снизился до 100 метров и разглядел под сеткой камуфлированные "коробки" броневагонов. Поняв, что ему попался серьезный зверь, Епишев повел ведомых в атаку. Залп эрэсами был точен: несколько ракет попали в цель, бронепоезд загорелся, из вагонов стали выпрыгивать японцы, а внутри начали рваться боеприпасы. Для надежности "добавив" из пушек, штурмовики улетели, чтобы доложить об успехе.

Другая четверка "илов", ведомая капитаном Гончаровым, атаковала колонну из 70 автомашин на дороге вблизи поселка Медвежий (довольно странное для Китая название, но именно так оно записано в отчете 9-й ВА. Возможно, это был поселок русских переселенцев). Первую атаку штурмовики произвели сходу в правом пеленге, последующие - с левого виража, с индивидуальным прицеливанием. Они сделали шесть кругов, в результате чего колонна сократилась на 27 машин, оставшихся догорать вдоль шоссе.

В 16.05 радиостанция штаба 1-го Дальневосточного фронта перехватила японскую радиограмму, переданную открытым текстом:
1. Квантунская армия, до конца выполнив свой долг, вынуждена капитулировать.
2. Всем войскам немедленно прекратить военные действия и оставаться в занимаемых ими районах.
3. Войскам, находящимся в соприкосновении с советскими частями, сдавать оружие по приказам их командования.
4. Какие либо разрушения и порчу имущества строго запрещаю.
Командующий Квантунской армией генерал-лейтенант Ямада.

А примерно через два часа в расположении 5-й армии приземлился японский связной самолет с двумя офицерами, которые рассказали на допросе, что вылетели для передачи приказа о капитуляции частям Квантунской армии на Муданьцзянском и Хуньчуньском направлениях. В штабе Ямады понимали, что солдаты, воспитанные в самурайском духе, могут не поверить радиоприказу, сочтя его вражеской провокацией. Однако там недооценили скорость наступления советской армии и плохо представляли себе реальную обстановку на фронте. Поэтому на месте посадки курьеров, где, по мнению чанчуньских генералов, все еще держали оборону японцы, уже были наши.

За последний день "девятидневной войны" летчики 9-й ВА выполнили 201 боевой вылет; истребители - 99, штурмовики - 85, разведчики - 17, а бомбардировочная авиация уже не работала. Боевых потерь не было, только в 281-м транспортном полку старый ТБ-3 из-за ошибки пилота скатился с полосы и налетел на земляное укрытие для самолетов. Экипаж не пострадал, а самолет списали, посчитав, что восстанавливать эту древнюю рухлядь уже нет смысла.

На заставке - летчики 47-го ИАП, 32-й ИАД 9-й Воздушной армии возле истребителя Як-9Д, на котором видна идентификационная белая полоса вокруг фюзеляжа.

Окончание следует.



Японский грузовой эшелон в Маньчжурии, разбитый советской авиацией.



Бетонные ангары на одном из захваченных советскими войсками в Маньчжурии японских аэродромов. Правый - с земляной засыпкой и маскировкой травяным покровом, левый - недостроен.

армия, Маньчжурия, ВВС, авиация, Советско-японская война, История

Previous post Next post
Up