Загадочный подвиг летчика Юрченко

Aug 11, 2020 18:41




Предыдущая часть здесь

11 августа 1945 года, на третий день войны с Японией, погода в Приморье снова испортилась, вызвав резкое снижение боевой активности советских ВВС. За день было выполнено всего 335 боевых вылетов, то есть в три раза меньше, чем в предыдущий. Из них 26 совершили бомбардировщики, 110 - штурмовики, 182 - истребители и 17 - разведчики и корректировщики.

Бомбардировке вновь подвергся город Муданьцзян, а Ил-2 из 78-го ШАП дважды атаковали железнодорожную станцию, которая в советских оперативных документах проходила под кодовым наименованием "Белка-1005" (мне не удалось выяснить ее реальное название). По докладам экипажей, они уничтожили два грузовых эшелона. Штурмовики 251-й ШАД также заявили об уничтожении 22 автомобилей, четырех повозок и грузопассажирского поезда на станции Линькоу.

Майор Вишняков, заместитель командира сопровождавшего "илы" 47-го ИАП, рассказал о своих впечатлениях: "Штурмовики работают очень хорошо, сегодня они уничтожили столько техники противника, сколько мне не приходилось видеть в период Отечественной войны при работе одной дивизии".

Геройский поступок совершил лейтенант Юрченко из 75-го ШАП. Он вылетел на "свободную охоту" в район Мулин - Сяченцзы в паре с командиром полка майором Черных. Согласно донесению начальника оперативного отдела штаба дивизии майора Шестопалова, в 13-45 летчики обнаружили бронепоезд, и Черных решил обстрелять его из пушек.

Зенитные автоматы с бронеплощадок открыли ответный огонь, но майор, пренебрегая опасностью, пошел на второй, а потом и на третий заход. В третьей атаке он был подбит и совершил вынужденную посадку "на живот" во вражеском тылу, в трех километрах от города Миагоу. Юрченко, желая спасти командира, приземлился рядом на кочковатом поле, поросшем кустарником и молодыми деревьями.

Командир полка, как более опытный пилот, решил сам произвести взлет со столь негодной площадки. Он приказал Юрченко передать управление и сесть в заднюю кабину. Туда же втиснулся стрелок машины Черных сержант Горошко. Штурмовик разбежался, рубя растительность, кое-как взлетел и через полчаса благополучно приземлился на своем аэродроме. После посадки на передних кромках крыла и стабилизатора были обнаружены выбоины и глубокие вмятины от ударов об стволы и ветки. Так ильюшинский "летающий танк" в очередной раз продемонстрировал свою завидную живучесть.

Надо заметить, что в донесении Шестопалова есть один странный момент, а именно - отсутствуют какие-либо упоминания о стрелке самолета Юрченко. В дальнейших советских публикациях с описанием подвига лейтенанта, например, в монографии Михаила Кожевникова "Командование и штаб ВВС Советской армии в Великой Отечественной войне", этот вопрос также остался "фигурой умолчания".

Между тем, крайне маловероятно, что в тесной задней кабинке Ил-2 могли бы поместиться три человека. Даже для двоих мужчин отнюдь не богатырской комплекции, это было сложно (см. схему). Можно предположить, Юрченко в тот день по какой-то причине вылетел на задание без стрелка, но майор Шестопалов почему-то не упомянул об этом в своем докладе. Во всяком случае, не хотелось бы думать, что пулеметчика просто бросили на вражеской территории

Ил-2 майора Черных стал не единственным успехом японских зенитчиков. Отражая налет на станцию Линькоу, им удалось подбить Ил-2 лейтенанта Сибирякова из 78-го ШАП. Летчик произвел вынужденную посадку у Дуннина, занятого накануне советскими войсками. Экипаж не пострадал и на следующий день вернулся в часть.

Под интенсивный обстрел с земли попал Пе-2 из 34-й БАД, вылетевший на разведку японских аэродромов в районе Мулина и Лишучженя. Однако экипаж успешно вернулся, доложив, что аэродромы пусты. Лейтенанту Гачневу из 48-го ИАП, вылетевшему сопровождение разведчика Ил-2, повезло гораздо меньше. Он оторвался от своего "подопечного" и пропал без вести. Таким образом, общие дневные потери ВВС 1-го Дальневосточного фронта составили три самолета.

Истребители 249-й ИАД, несмотря на сгустившуюся облачность, продолжали "охоту" за вражескими эшелонами. Один из таких примеров  приведен в "Описании боевых действий 9 Воздушной армии". Пара Як-9 из 781-го ИАП (ведущий капитан Герасимов) в районе Муданьцзяна обнаружила и обстреляла японский состав, шедший к станции Дайшагоу. От первой же атаки загорелись несколько вагонов, а от второй взорвался паровоз.

Кроме того, в "Политдонесении" за 11 августа записано, что наши истребители перехватили и сбили еще один японский разведчик. К сожалению, подробности боя, тип вражеского самолета и даже фамилии летчиков, одержавших победу, в документе отсутствуют. В оперативной документации штаба Воздушной армии и входивших в нее истребительных полков этих данных тоже нет. Поэтому достоверность "Политдонесения" остается под сомнением.

На заставке: Экипаж Пе-2 9-й ВА принимает поздравления с успешным боевым вылетом.

Продолжение следует.


Маньчжурия, ВВС, тайны, авиация, Советско-японская война

Previous post Next post
Up