Ночь гнева

Jul 01, 2020 00:07



Ровно 500 лет назад испанские конкистадоры потерпели первое крупное поражение от американских индейцев и понесли самые тяжелые потери со дня первой высадки Колумба в Новом Свете. Испанский гарнизон столицы бывшей империи ацтеков Теночтитлана под командованием Эрнана Кортеса потерял почти половину своего состава при прорыве из города, в которм вспыхнуло восстание местного населения.

Под командованием Кортеса было 1300 пеших мечников и копейщиков, 96 кавалеристов, 80 арбалетчиков и 80 аркебузиров, а также - более 2000 союзных индейцев - тласкаланцев. Численность повстанцев - неизвестна. Восстание, спровоцированное нападением испанцев на жрецов, танцевавших священный танец в честь бога солнца Вицлипуцли, вспыхнуло еще 24 июня. Его участники быстро заняли весь город, за исключением дворцового комплекса императора Монтесумы, где размещались испанцы. Монтесуму они держали в заложниках.

26 июня испанцы сделали вылазку, чтобы разбить восставших в уличных боях, но это им не удалось. Потеряв 12 человек убитыми и несколько десятков ранеными, они были вынуждены отойти во дворец, где было мало съестных припасов. Понимая, что помощи ждать неоткуда, а провизии надолго не хватит, Кортес принял решение прорываться из города.

Зарезав ставшего ненужным Монтесуму, конкистадоры в ночь с 30 июня на 1 июля всеми силами вышли из дворца и двинулись по городским улицам на запад, в сторону дамбы, которая соединяла стоящий на острове Теночтитлан с берегом озера Тескоко. Индейцы осыпали их стрелами и камнями с крыш домов, целясь в незащищенные шлемами и кирасами части тел. В это время началась гроза и полил дождь, сделавший невозможной ответную стрельбу из аркебуз.

Отдельные отряды восставших, выбегая с боковых улиц, многократно атаковали движущуюся колонну, нанося новые раны и добивая упавших. Пройдя через районы плотной застройки, конкистадоры вышли на дамбу, но на воде их уже ждали многочисленные каноэ с лучниками, пращниками и метателями дротиков. Вскоре оказалось, что повстанцы успели в одном месте разрушить насыпь, перерезав ее каналом шириной более десяти метров. Его пришлось преодолевать вброд под непрерывным обстрелом.

Только на другом конце дамбы уцелевшие конкистадоры почувствовали себя в безопасности, но не менее 550 из них погибло, а большинствго остальных получило ранения или травмы. Из 96 кавалеристов уцелели только 23, из 160 арбалетчиков и аркебузиров - 19, а тласкаланцы, которых испанцы использовали в качестве живого щита, полегли почти все, поскольку ацтеки не брали пленных. В испанскую историографию это кровавое отступление вошло под названием "Ла ноче тристе" - "ночь печали".

Только через год, получив из-за океана значительные подкрепления, в том числе артиллерию, и заключив еще несколько союзных договоров с окрестными племенами, Кортес вернулся к Теночтитлану. После трехмесячной осады он взял его штурмом, устроив в отместку страшную резню, в которой погибло более 70 тысяч защитников и жителей города. Но это уже другая история.



Кортес и его индейская любовница, которую он вывез из Теночтитлана, на берегу Тескоко после "ночи печали".



Двухкилограммовый золотой слиток, потерянный конкистадорами при отступлении из Теночтитлана и найденный недавно мексиканскими археологами.

Испания, Латинская Америка, История

Previous post Next post
Up