Бойня в Палонегро

May 27, 2020 18:25



Сегодня исполнилось ровно 120 лет со дня окончания двухнедельной битвы, произошедшей в 1900 году у колумбийского городка Палонегро. Годом ранее там началась гражданская война между либералами и консерваторами. Взаимоотношения этих постоянно конкурирующих друг с другом политических течений всегда и везде далеки от идеальных, но никогда ранее они не приобретали столь брутальный характер, как в Колумбии на рубеже XIX и ХХ веков.

Начало было вполне традиционным: в 1898 году правящая консервативная партия в очередной раз выиграла парламентские выборы, а либеральная оппозиция заявила, что результаты голосования сфальсифицированы и что она отказывается их признавать. Как известно, подобные коллизии почти всегда ограничиваются бурлением в интернетах и митингами на проспекте Сахарова или на Болотной, но в этот раз события пошли по другому сценарию.

Горячий латиноамериканский темперамент колумбийских либералов заставил их принять куда более радикальные меры. В начале 1899 года в нескольких районах страны вспыхнули вооруженные восстания, вылившиеся в долгую и кровавую войну, которую в Колумбии называют "тысячедневной", хотя фактически она продолжалась 1130 дней, то есть более трех лет.

Ситуация усугублялась тем, что в соседних республиках - Венесуэле и Эквадоре власть принадлежала либералам, которые, естественно, поддержали своих колумбийских "единоверцев". Сперва - деньгами и оружием, а потом - отправкой отпускников, которых там нет. Однако на стороне консерваторов выступила регулярная колумбийская армия. Благодаря этому они сумели в конечном итоге одержать верх почти во всех провинциях.

Либералы сумели удержать фронт только на Панамском перешейке, в те времена принадлежавшем Колумбии. В конечном итоге эта территория отделилась. Местные и бежавшие из Колумбии либералы провозгласили там независимую республику Панама, чему немало поспособствовали США, имевшие виды на строительство Панамского канала. Однако не будем забегать вперед.

Сражение при Палонегро было крупнейшим в той войне как по числу участников, так и по количеству жертв. Либеральное войско насчитывало, по разным данным, от семи до десяти тысяч бойцов. В армии консерваторов к началу битвы было 12 тысяч солдат и офицеров, но по мере подхода подкреплений она увеличилась до 18 тысяч, несмотря на потери.

Либералы сражались под красными знаменами с большой белой буквой "L" (от слова Liberales) по центру, а консерваторы - под государственными красно-сине-желтыми флагами, а также - под синими партийными флагами с белой литерой "С" (Conservadores).

С точки зрения военного искусства побоище у Палонегро не представляло собой ничего выдающегося. В нем не было хитрых тактических приемов и сложных маневров, а была лишь череда взаимных лобовых атак и контратак на полевые укрепления, как правило, заканчивающихся рубкой на мачете и истреблением атакующих.

Обе стороны дрались с яростным упорством, а для снятия усталости и подъема боевого духа они активно использовали смесь неразбавленного 50-градусного рома с кокаином. Этот адский коктейль позволял солдатам забывать о страхе, не чувствовать боли и не обращать внимания на жуткий смрад от сотен разлагавшихся на жаре трупов, которых никто и не думал хоронить.

"Красные" стойко удерживали свои позиции на окраинах Палонегро, но в конце концов их командование решило, что потери слишком велики, а потому лучше отступить. В этом был резон, так как за две недели боев в либеральной армии погибло более 1000 человек, еще около 1700 получили ранения, а 1100 пропали без вести.

Безвозвратные потери консерваторов составляли приблизительно 1500 человек, санитарные - 2800. Город "синие" все-таки взяли, но впереди было еще много боев. Всего же "тысячедневная война" унесла более 100 тысяч жизней, став самым жестоким и кровопролитным вооруженным конфликтом в колумбийской истории.



Консерваторы на каком-то банкете. Обратите внимание на замечательные пикельхаубе и митральезу Гатлинга.



Группа преподавателей и курсантов военного училища, принимавших участие в гражданской войне на стороне консерваторов.



Слева по центру - генерал-консерватор Рамон Гонсалес Валенсия, а высокий парень на правом фото - генерал-либерал Мауро Мурильо, почему-то носивший прозвище "черный Мауро".



Значительная часть консервативной армии состояла из ополченцев, не имевших военной формы.



А у либералов в гражданской одежде воевали почти все. В центре - генерал Бенито Уллоа.



Солдаты либеральной армии. Правый снимок зачастую ошибочно относят к периоду Великой Парагвайской войны 1864-70 годов.



Отсутствие формы у ополченцев с обеих сторон порой приводит к разногласиям в атрибутировании фотоснимков. Эту фотографию я встречал с двумя противоположными подписями. Одни пишут, что на ней отряд либералов, а другие - что консерваторов.



А по поводу этого снимка разногласий нет. Во всех источниках написано, что это либеральный отряд в Панаме, еще не отделившейся от Колумбии.



Еще одна группа либералов со знаменем и характерными портупейными патронташами, которые иногда принимают за пулеметные ленты. .



Одна из самодельных денежных банкнот, ходивших на подконтрольных либералам территориях.



Картина современного колумбийского художника, отражающая в аллегоричной форме ужас гражданской войны.



Слева - впечатляющий "монумент", воздвигнутый на месте сражения при Палонегро из останков его участников. Заметьте, это не какое-то средневековье, а уже ХХ век с телефонами, автомобилями и синематографом.
Потом кости все же захоронили, а на месте прежнего памятника установили крест. Но обратите внимание, что на одной из граней его постамента нарисована та же пирамида черепов, которая возвышалась ранее на этом месте.

бонистика, униформа, Латинская Америка, История, экзотика, политика

Previous post Next post
Up