Шустрый мальчик

May 24, 2020 23:59



Вернемся из суровых времен Первой мировой войны и первых колесных бронемонстров в романтичную эпоху раннего стимпанка. Тем более, что есть веский повод: Ровно 190 лет тому назад, 24 мая 1830 года было торжественно открыто движение по первой в Западном полушарии междугородной коммерческой железнодорожной линии Балтимор-Охайо. Правда, поначалу поезда на ней тягали лошадки.

Однако в том же году американский промышленник и изобретатель Питер Купер предложил перевести движение на механическую тягу и представил первый американский паровоз собственной разработки. За небольшие размеры этот локомотив получил прозвище Tom Thumb, что можно перевести как "лилипут" или "мальчик-с-пальчик".

Это была довольно интересная машина с целым рядом оригинальных особенностей. Например, дымогарные трубки парового котла были сделаны из старых ружейных стволов, а топка была оборудована механизмом принудительного наддува с вентилятором и ременным приводом от колесной оси.

Локомотив имел вертикальный котел и цилиндр, благодаря чему он обладал очень короткой колесной базой. Столь же короткими были и вагоны, что позволяло в дальнейшем строить железные дороги с крутыми поворотами. Задняя колесная ось приводилась во вращение с помощью шестеренчатой передачи.

25 августа 1830 года состоялась историческое состязание локомотива Купера, который буксировал два пассажирских вагона, с бежавшей по соседнему пути лошадью, тащившей такую же нагрузку. Поначалу паровоз уверенно вырвался вперед, но потом у него лопнул вентиляторный ремень. Без наддува топка стала работать гораздо хуже и в итоге лошадь выиграла гонку. Тем не менее, руководство железной дороги осознало преимущества "стального коня" и уже в 1832 году первая американская рельсовая магистраль была полностью переведена на паровую тягу.



Оригинал Tom Thumb не сохранился, но в конце XIX века была построена довольно качественнная ходовая копия, которая выставлена в балтиморском железнодорожном музее.



Эта же машина с другого борта.



Она же - с копией пассажирского вагона образца 1830 года.

США, транспорт, техника, История, экзотика, стимпанк

Previous post Next post
Up