Пресс-конференция в Лаборатории научной реставрации станковой живописи РХЦ Эрмитажа

Nov 17, 2016 13:21

В ноябре 2016 года сотрудники Лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного эрмитажа завершили основные этапы реставрации картины "Новый рынок в Амстердаме" Бартоломеуса ван дер Хелста.
11 ноября прошла пресс-конференция, на которой раскрыли некоторые секреты восстановительных работ и рассказали о дальнейшей судьбе обновленного шедевра. Я приняла участие в пресс-конференции вместе с блогерами spbblog

В объективе Олега Золото




Лаборатория научной реставрации находится в Реставрационно-хранительском центре Эрмитажа " Старая Деревня". Здесь разместились эрмитажные коллекции Отдела западноевропейского искусства, Отдела истории русской культуры, Отдела Востока, Отдела археологии Восточной Европы и Сибири, а также Лаборатория научной реставрации станковой живописи.
Посещение центра возможно только с экскурсией по предварительной записи по тел. 340-10-26.
Протяженность экскурсионного маршрута около километра и стоимость посещения - 500 рублей.

01.


02.


03.


04. Заходим вовнутрь


05.


Пресс-конференция прошла в Лаборатории научной реставрации, сотрудники которой и подарили новую жизнь голландскому шедевру.

06. Михаил Борисович Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа и Кателейн Брурс, директор выставочного центра "Эрмитаж Амстердам", готовятся в пресс-конференции


07. Готовятся и телевизионщики


08.


09. Главная героиня пресс-конференции - картина "Новый рынок в Амстердаме"


Картина размером 210 *220 см была написана в 1666 году Бартоломеусом ван дер Хелстом (1613 - 1670)- одним из ведущих голландских живописцев XVII века и главным конкурентом Рембранта. Картина уникальна и для творчества художника, и для коллекции главного музея России. Художник, известный как портретист амстердамской элиты, в этом полотне соединил городской вид, жанровую сцену и портрет зеленщицы.
В Россию полотно попало при Екатерине II в 1764 году в составе коллекции берлинского негоцианта Иоганна Эрнста Гоцковского.

Первым на пресс-конференции выступал Виктор Анатольевич Коробов, руководитель лаборатории реставрации станковой живописи Реставрационно-Хранительского центра (РХЦ) «Старая Деревня» Государственного Эрмитажа

10.


Виктор Коробов рассказал, что картине потребовался полный комплекс восстановительных работ, в том числе связанных с удалением последствий предыдущих реставраций. После взятия проб и химического анализа, были сняты старые слои лака, которые со временем потемнели и исказили оригинальные цвета. Затем полотно освободили от ретуши и некоторых записей предыдущих реставраций, последняя из которых проводилась в XIX веке. Следующим этапом работ станет восполнение авторской живописи в пределах утрат.

11. Исследование в ультрафиолетовом свете показывают, какие участки картины требуют реставрации или восстановления


12.


13.


14.


15. Подпись автора


16.


17. Ирина Алексеевна Соколова, главный хранитель голландской коллекции Государственного Эрмитажа


Ирина Алексеевна рассказала про уникальность картины, про ее особое место как в творчестве автора, так и в истории голландской живописи в целом. Картина также играла особую роль в семье Бартоломеуса ван дер Хелста и предполагают, что была написана в честь 30-го юбилея супружеской жизни. И в роли зеленщицы, как считаю специалисты, изображена супруга художника, Анна де Пир.

18.


19. Кателейн Брурс, директор выставочного центра «Эрмитаж Амстердам»


20.


Кателейн Брурс поблагодарила всех, кто принимал участие в восстановлении картины и рассказала, что после реставрации она будет экспонироваться на выставке "Шедевры голландской живописи", которая откроется в октябре 2017 года в центре "Эрмитаж Амстердам". Экспозиция составит 60 самых значимых полотен голландских мастеров XVII-XVIII веков из коллекции Государственного Эрмитажа.

Реставрация осуществлена при поддержке концерна HEINEKEN, который уже много лет является партнером Государственного Эрмитажа. Директор по корпоративным отношениями компании, Кирилл Александрович Болматов, также присутствовал на пресс-конференции.

21.


Он рассказал про историю партнерства компании HEINEKEN и Государственного Эрмитажа, и про уже реализованные проекты. "Мы рады, что история нашего сотрудничества с Эрмитажем пополнилась таким красивым проектом. HEINEKEN с радостью откликнулся и на предложение поучаствовать в реставрации картины ван дер Хелста "Новый рынок в Амстердаме", которая после многовекового перерыва будет экспонироваться на родине", - отметил Кирилл Болматов.

Справка
В 2015 году исполнилось 10 лет с начала партнерства HEINEKEN и Государственного Эрмитажа. Партнерское соглашение было подписано в 2005 году и предусматривало участие компании в проектах, имеющих культурно-социальную направленность. С 2005 по 2014 год HEINEKEN выступал партером международного фестиваля "Музыкальный Эрмитаж". Кроме того, при поддержке HEINEKEN был осуществлен образовательный проект "Прошлое на кончика пальцев" для слепых и слабовидящих детей.
В 2013 году HEINEKEN помог Государственному Эрмитажу принять у себя масштабную выставку "Виллем II и Анна Павловна"из коллекций 40 мировых музеев. Эта выставка была посвящена началу родственных связей между династиями Оранских и Романовых.
В 2014 году компания HEINEKEN откликнулась на просьбу Эрмитажа о поддержке проведения Европейской биенннале современного искусства "Манифеста 10", которая состоялась летом-осенью 2014 года.
В 2015 году концерн передал в дар музею работы японского современного художника Ясумаса Моримуры из проекта "Эрмитаж 1941-2014".

В завершении пресс-конференции Ирина Соколова очень интересно ответила на вопрос: "В какой раме картина поедет на выставку в Амстердам?". Она рассказала, что доподлинно неизвестно, в какой раме и в раме ли вообще прибыла картина в Россию. Но в Эрмитаже она всегда хранилась в золоченой, роскошной раме. Это своего рода, элемент русского вкуса, русское восприятие голландского искусства. В своей постоянной раме картина и будет экспонироваться на выставке в Амстердаме.

После пресс-конференции все разошлись и можно было спокойно рассмотреть картину и сфотографироваться с ней.

22.


23. Или рассмотреть ее поближе, как fanny_furgang


24.


Но не искусством единым жив человек :) Кофе-брейк - это приятная составляющая культурных мероприятий. Особенно, когда все так красиво оформлено :)

25.


После кофе-брейка нас ждал приятный бонус - экскурсия по Лаборатории от Виктора Коробова.

26. Экскурсия началась у вакуумного стола


27.


Готовая к реставрации картина фиксируется на вакуумном столе, накатывается и дублируется на холст. Эта работа происходит в течении дня и с ней легко справляются два реставратора. Но на подготовку дублировочного холста может уйти целый месяц. На него поочередно наносится четыре слоя клея, каждый из которых должен полностью просохнуть на открытом воздухе. Как пояснил нам Виктор Коробов, любой этап реставрационных работ не терпит суеты и спешки. Каждый слой краски, лака или клея должен полностью просохнуть и закрепиться, чтобы нечего не повредило готовую работу. Поэтому в реставрации нет жестких сроков сдачи работ.

28. Вакуумный стол


29. Любопытные блогеры задают все новые и новые вопросы :)


30. Вот и я попала в объектив akozmin_7. Всегда приятно попасть с объектив Мастера!


31. И в объективе еще одного замечательного фотографа - photozov


32. Крепление холста


33. Утяжелители


34. В лаборатории работают 7-8 реставраторов и в работе может находится несколько картин одновременно


35.


36. Рабочее место


37. Снятие слоев предыдущих реставраций происходит специальным раствором под ультрафиолетовыми лампами, чтобы сохранить тонкую пленку покрывающую красочный слой


Отреставрированная работа упаковывается в два слоя бумаги и пленку, а особо ценные вещи укладывают в ящики. Работы перевозят в закрытых фургонах , в которых создаются необходимая температура и влажность. Таким же способом картина "Новый рынок в Амстердаме" отправится на выставку "Шедевры голландской живописи", в Голландию.

38. Общий вид Лаборатории


39.


40.


41. А тем временем Михаил Борисович Пиотровский давал интервью для телевидения


42.


43. kareliya_piter была замечена за фотографированием


44.


45.


46.


Для меня мероприятие было очень интересным и полезным.Я прикоснулась к истории одного шедевра и узнала много нового про процессы реставрации.
Благодарю spbblog и лично upsya за приглашение!
А также веселых и любопытных блогеров kareliya_piter, photozov, akozmin_7, fanny_furgang, miracleforlife, zhuravleva_y, sergey_nb, sobakin_spb, kak_feya , ilraf, tinyani, reldo, tri_stroki, sunsinta за компанию )
До новых встреч!

Stay tuned!

блогеры СПб, шедевры мировой культуры, Эрмитаж, Cообщество Питерских блогеров, с места событий, экскурсия, фотографии, копилка впечатлений

Previous post Next post
Up