Поезд Победы: 7 вагонов военной истории

Nov 08, 2020 11:00

Поезд Победы - новый, уникальный проект команды «Невский баталист». Это машина времени, переносящая зрителя в годы Великой Отечественной войны. Он оказывается среди простых советских граждан, жизнь которых навсегда изменила война. В наушниках звучит история машинистки Лидии, участницы военных событий, рассказанная актрисой Екатериной Гусевой.

И я приглашаю вас на виртуальную экскурсию по «Поезду Победы».






Сначала немного цифр: 7 вагонов, 12 тем и 150 скульптур героев, у каждого из которых свой уникальный образ. Создатели «Поезда Победы» сделали невозможное, ведь у них было только 2 месяца для работы. И только 7 вагонов, что рассказать историю самой страшной войны… На мой взгляд, у них получилось отлично!

01.



Первый вагон. Обычные советские граждане едут в плацкартном вагоне: общаются, играют в шахматы, пьют чай и ничего не предвещает беды.

02.



03.



04.



1941 год. Электричка на фронт увозит нас вместе с героями на защиту Москвы.

05.



06.



Вглядитесь в эти лица, они как живые!

07.



08.



Для более точной передачи мимики скульпторы проекта приглашали натурщиков. Это я узнала от Ксении kareliya_piter, которая заглянула на «кухню» проекта и поделилась своими впечатлениями.

09.



В каждом вагоне есть «живое», мультимедийное окно и это создает ощущение движения поезда.

10.



Голос машинистки Лидии ведет дальше, и мы попадаем на допрос военнопленного. Конечно, в поезде такого быть не могло, но это часть военной истории.

11.



12.



Проходим в самый страшный вагон - в зону концлагеря. Сколько людей уничтожила эта машина смерти!

13.



14.



15. "Стоп! Осторожно, опасность смерти"



Во время войны ходили санитарные поезда, в которых шла постоянная борьба со смертью. Это был не просто поезд с ранеными, а настоящий госпиталь на колесах.

16.



17.



За всю войну было вывезено 5 млн. раненых и больных. Их встречали в госпиталях тыла и продолжали лечить.

18.



Для спасения раненных трудились не только медики, но и ученые. В 1942 году микробиологи Зинаида Ермольева и Тамара Балезина получили первые образцы пенициллина из плесени, взятой со стены московского бомбоубежища.

19.



Еще два года спустя после длительных исследований и наблюдений препарат был испытан на раненых.
Эффект оказался положительным, но антибиотик долгое время производили в малых объемах, не достаточных для лечения большого количества раненых воинов.

Наладить массовое производство в СССР смогли только в 1948 году. До этого получался низкокачественный препарат, терявший свойства при хранении и вызывавший побочные действия у больных.

20.



А у нас есть возможность заглянуть в лабораторию Зинаиды Ермольевой.

21.



В этом же вагоне едет родоначальник советского атомного проекта, Игорь Васильевич Курчатов. Он вёл его с самого старта, 28 сентября 1942 года, до собственной смерти.

22.



Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны начался 19 ноября 1942 г. контрнаступлением войск Юго-Западного и Донского фронтов под Сталинградом.

23.



2 февраля 1943 г. сдались последние части окруженных под Сталинградом фашистских войск.

24.



На северном направлении в январе 1943 г. была прорвана блокада Ленинграда. И в «живом» окне этого вагона - Дорога жизни.

25.



Дальше мы попадаем в штабной вагон маршала Советского Союза, Константина Рокоссовского. Командующий первым Белорусским фронтом часто передвигался между подразделениями в штабном вагоне бронепоезда, который стал важным командным центром.

26.



И, возможно, в одном из таких вагонов было принято решение вести наступление через болото, на импровизированных болотоступах.

27.



31 января 1943 года войска под командованием К. К. Рокоссовского пленили фельдмаршала Ф. Паулюса, 24 генерала, 2500 немецких офицеров, 90 тыс. солдат.

Под охраной пленного немецкого фельдмаршала Паулюса и его генералов в баню.

28.



29.



Но не в обычную, а в баню на колесах. Во время войны было построено 72 банно-прачечных дезинфекционных вагона, и они стали настоящим спасение от эпидемий сыпного тифа и траншейной лихорадки.

30.



Небольшая часть экспозиции посвящена бронепоезду «Илья Муромец». Расскажу немного фактов про него.
Бронепоезд был защищён броней толщиной 20-45 миллиметров и за всю войну не получил ни одной пробоины. Он прошёл путь от Мурома до Франкфурта-на-Одере. За время войны бронепоезд уничтожил немецкий бронепоезд, 7 самолётов, 14 орудий и миномётных батарей, 36 огневых точек противника, 875 солдат и офицеров. Победу «Илья Муромец» встретил в пятидесяти километрах от Берлина, так как разрушенный мост через Одер помешал дальнейшему пути.

31.



В последнем вагоне «Поезда Победы» фронтовики возвращаются домой. Кто-то радостно улыбается фотографу,

32.



кто-то весело болтает с попутчиком,
33.



кто-то рисует.

34.



Но эта радость со слезами на глазах, - страна заплатила за Победу очень высокую цену.

35.



36.



Сейчас «Поезд Победы» путешествует по стране. 7 ноября он прибыл в Курск, и дальше отправится во Владикавказ. В 2020 году поезд проедет 13 городов, вернется в Москву на техобслуживание и продолжит свое путешествие в следующем году.

37.



Я рада, что увидела проект свои глазами и благодарю Ксению kareliya_piter за приглашение. Жаль, что группы шли одна за одной, и не было возможности пройтись неспеша, рассмотреть детали. Нужно вернуться)

38.



А вам нравятся такие проекты? Хотели бы посетить в своем городе?

Проект создан командой "Невский баталист" совместно с медиагруппой "Красный квадрат" при поддержке Министерства науки и высшего образования, ОАО "Российские железные дороги", "Волонтеры Победы".

39.


с места событий, Санкт-Петербург, фотографии, музеи России, история ВОВ, копилка впечатлений

Previous post Next post
Up