Тема штрафных подразделений в Красной Армии последнее время достаточно популярна и спекулятивна. Это одна из трагических страниц истории Отечественной войны. До сих пор архивы по ним закрыты и находятся в ведомстве НКВД и КГБ, и только избранные могут попасть туда. Таким образом, эта тема обросла многочисленными слухами и домыслами.
На
экскурсии "Штрафники Второй Мировой" с Владимиром Чекуновым мы проехали по местам боевых действий, в которых принимали участие штрафные подразделения. Все рассказанное нашим гидом Владимиром Чекуновым было основано на исторических документах и рассказах очевидцев тех событий.
После Великой отечественной войны истории про штрафников и уголовников были весьма популярны. Тогда главными кумира мальчишек и подростков были фронтовики и они хотели слышать бравые военные истории. Но люди, прошедшие войну, молчали и хотели быстрее забыть все пережитые ужасы. Они больше думала о том, как сменить военную шинель на мирную спецодежду. Тогда авторитетом становился некий разбитной парень с гитарой, которые рассказывал героические истории о войне, участником которой никогда не был. Эти рассказы быстро распространялись по дворам и подворотням, и мальчишки верили в эту блатную романтику. Но постепенно страна возвращалась к мирной жизни, мальчишки становились старше и серьезнее и тема войны, и тем более штрафных батальонов забывалась.
В годы перестройки закрытых тем стало все меньше и попытались разобраться в истории штрафных подразделений. Но так четкой информация не было, часть ее полностью засекречена, на страницы книг и экраны кинотеатров перекочевали те же легенды, бравые истории, рассказанные ложными фронтовиками.
Когда в 1942 году ситуация на фронте ухудшилась до катастрофической, вышел приказ №227 от Народного комиссара обороны И.В. Сталина, «О мерах по укреплению дисциплины и порядка в Красной Армии и запрещении самовольного отхода с боевых позиций» или в просторечии «Ни шагу назад!».
Задачей этого приказа было повышение воинской дисциплины в Красной Армии. Он запрещал отход войск без приказа и вводил формирование штрафных частей из числа провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости. Формировались отдельные штрафные батальоны в составе фронтов и отдельные штрафные роты в составе армий , а также заградительные отряды в составе армий. Так началась истории штрафных подразделений Великой отечественной войны.
Первая остановка - Ям-Ижора. Здесь впервые были применены штрафные подразделения Ленинградского фронта. Этот дот Ижорского укрепузла был возведен осень 1941 года рабочими Ижорского завода.
01.
13 сентября здесь был бой, в котором погиб весь гарнизон ДОТа. ДОТ заняли немцы и превратили в мощную точку обороны. На его захват были брошены штрафные батальоны, все бойцы которых погибли.
02.
03.
Следы взрыва.
04.
На Ленинградском фронте было сформировано 2 батальона командного состава Красной Армии и один штрафной батальон Волховского фронта. И чтобы развенчать легенды, нужно сказать, что в штрафные батальоны направлялись только представители командного состава Красной Армии, от младшего лейтенанта до генерала, совершившие преступление согласно Уголовному кодексу СССР. Таким образом, им предоставлялась возможность искупить вину кровью, защищая Родину, а не быть расстрелянными. После смерти штрафника восстанавливали в звании и его семья получала соответствующее пособие.
Но фоне недостатка достоверной информации о штрафных подразделениях, появлялись псевдо-истории об служивших в них уголовниках. Но согласно приказа №227, ни рядовые, ни тем более бывшие уголовники в такие подразделения попасть не могли. В начале войны часть уголовников была амнистирована и пополнила ряды Красной Армии. В эту категорию не попали политические, уголовники в особо тяжелыми статьями, «воры в законе» и спецпоселенцы. Таким образом, в 1941 году 400 тысяч бывших уголовников влились в ряды Советской Армии. Тогда еще не началось формирование штрафных подразделений.
Следующая остановка в селе Никольское. D 1942 году здесь проходила Красногорская операция, которая закончилась полным разгромом частей Красной Армии. Здесь также воевали штрафные подразделения, которые были практически уничтожены.
05.
06.
Немецкая оборона была воссоздана по правилам немецкой фортификации. Эти сооружения сохранились до наших дней, и здесь регулярно проходят реконструкции военных событий.
07.
08.
Еще видны следы от траншей.
09.
10.
11.
12.
13.
В селе Отрадное мы остановились около небольшого памятника солдатам 55-й Армии, погибшим при обороне Ленинграда (1941 - 1942 гг.) Здесь проходили ожесточенные бои, Красная Армия атаковала, немцы контр атаковали. Немцы обосновались на возвышенности и обстреливали все сплошным огнем. Это место было названо «Долиной смерти»
14.
15.
16.
17.
Затем мы сел в автобус и поехали по местам боев. Следующая остановка - «Невский пятачок». Это условное обозначение плацдарма на левом (восточном) берегу Невы напротив Невской Дубровки, охваченного и удерживаемого советскими войсками Ленинградского фронта. Здесь шли кровопролитные и бессмысленные бои с сентября 1942 года по январь 1943 года.
18.
19.
20.
21.
Стоит отметить, что в немецкой армии тоже формировали штрафные батальоны. К концу 1941 года был создан 550 пехотный батальон, который направили в группу армии «Центр». В сентябре 1943 году 561 штрафной батальон немецкой армии был переброшен на Волховский фронт. За неделю боев он был практически полностью уничтожен. Численность переменного состава этих батальонов за всю войну была около 850 тыс. человек.
Подобное подразделение было и в финской армии. К 1941 году был сформирован отдельный штрафной батальон. Первыми туда попали 126 коммунистов, осужденных за антиправительственную деятельность и отказ воевать в Зимней войне. В дальнейшем туда отбирали уголовников: бандитов и грабителей. Их посылали на самые сложные участки фронта и там они, как говорится, «наводили шорох».
В завершении экскурсии мы приехали на Синявинские высоты. Сюда прибыл 561 штрафной немецкий батальон, известный своей «безбашенностью». Здесь они встретились с штрафными ротами 128 стрелковой дивизии. С мая 1943 по январь 1944 года здесь шли такие ожесточенные бои, что это место стало адом на земле.
22.
23.
Я не буду сейчас рассказывать страшную историю боев, никто лучше Владимира Чекунова ее не расскажет. Предлагаю просто прогуляться по мемориалу. Оформление аллеи Славы началось в 1975 году, вдоль нее установили 64 мраморные плиты с выбитыми фамилиями воинов, павших в Синявинских операциях 1941-1943 годов. В начале 80-х годов на высотах приступили к созданию мемориального комплекса по проекту заводского художника Б.К. Аманжолова. 6 мая 2006 года
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
Эта экскурсия хорошо дополняет экскурсию Владимира Чекунова
"Битва за Ленинград - проклятые Синявинские высоты".
Обе экскурсия были не простые. Любая война - это бессмысленное и жестокое занятие, страшные страницы истории страны. Великая Отечественная Война хоть и окончилась победой советского народа, но какую страшную цену пришлось за это заплатить, бесчисленное множество погибших. К этому можно относиться по-разному, но историю тех лет нужно знать. Я смело рекомендую Владимира Чекунова, как исследователя и эксперта по вопросам истории второй мировой войны.