8 сентября 1941 года немецкие войска замкнули кольцо блокады, перерезав сухопутную связь Ленинграда с остальной страной. На тот момент в Ленинграде находилось более 3-х миллионов мирных жителей, жизнь которых зависела от возможности снабжения города продовольствием. Ранняя зима сковала льдом Ладожское озеро и в ноябре по льду была проложена 30 километровая автодорога. Эта трасса являлась Дорогой Жизни для осажденного Ленинграда. 500 тысяч человек было вывезено в тыл зимой-весной 1942 года, ледовая переправа продолжала действовать и в следующие две зимы до полного снятия блокады в январе 1944 года.
Неизвестно сколько людей погибло на "Дороге жизни", от обстрелов или на тонком льду. Еще долгое время после окончания войны со дна озера доставали машины, легендарные "полуторки" ГАЗ. Но за период работы Дороги жизни было перевезено свыше 1615 тысяч тонн продовольствия и было эвакуировано около 1376 тысяч человек из блокадного города.
01.
В один из осенних дней я проехала по
Дороге жизни -
Дороге победы с
Владимиром Чекуновым. Подробный рассказ гида, подкрепленный историческими фактами, помог погрузиться в атмосферу тех страшных дней.
Наша первая остановка - воинское кладбище в Румболово.
02.
03.
04.
05.
Перед входом на территорию кладбища стоит памятник полуторке ГАЗ -АА. Серийное производство автомобиля началось в январе 1932 года на Горьковском автозаводе. Изначально это была лицензионная копия грузовика Форд-АА, хотя и усовершенствованная (рулевой механизм, картер сцепления и др.). С 1933 года ГАЗ-АА собирался полностью из советских комплектующих. К началу войны в армии числилось порядка 150 тыс. полуторок различных модификаций.
06.
Здесь же, в годовщину трагедии над Синайским полуостровом, был открыт «Сад памяти».
07.
Трагедия случилась 31 октября 2015 года, когда самолет, летевший из Шарм-эль-Шейха в Петербург, взорвался в воздухе над Синаем. На борту находились 224 человека. Все они погибли, в том числе 25 детей. Официальная причина катастрофы - террористический акт.
08.
09.
Дальше мы поехали к Ладожскому озеру, к мемориалу «Разорванное кольцо», который был открыт в октябре 1966 года. Здесь начиналась «Дорога жизни», ведущая в Петрокрепость. Летом она проходила по бурным водам озера, а зимой - по замершему льду.
10.
Ладожкое озеро плохо приспособлено для судоходства и к началу войны на его берегах не было пристаней. Но уже к 12 сентября был оборудован порт у маяка Осиновец (сейчас там находится музей «Дорога жизни»), куда прибыли первые баржи с зерном и мукой. С появлением первого льда начала функционировать ледовая Дорога жизни - 20 ноября от Коккорево в Кобону за продовольствием отправился первый конный обоз из 350 саней.
11.
12. Вечная память...
У мемориала установлено 85-мм зенитное орудие образца 1939 года, которое использовалось для защиты ледовой трассы Дороги жизни.
13.
14.
15.
После мемориала мы посетили музей «Дорога жизни» в Осиновце.
16.
Здание музейной экспозиции совсем недавно открылось после реконструкции.
17.
Обновленная экспозиция
18.
19.
20.
21.
Легендарный блокадный кусочек хлеба, который хлебом то назвать сложно. Муки в нем было ненамного больше, чем жмыха, целлюлозы, соды, отрубей. Тем не менее он спас не одну жизнь...
22.
А для поддержания боевого духа использовали вдохновляющие плакаты.
23.
24. Модель германского десантного парома
25.
Макет низководного железнодорожного моста через Неву, г. Шлиссельбург, 1943 г. Мост был построен за 11 суток.
26.
27.
28.
29.
Макет легендарной "полуторки" , автомобиля "ГАЗ-АА" 1932 года.
30.
На открытой площадке музейного комплекса установлены буксирный пароход «Ижорец № 8» и самоходный двухтрюмный тендер. Во время Великой Отечественной войны такие пароходы использовались в военных целях как тральщики, сторожевые корабли и канонерские лодки. «Ижорец № 8» был построен в 1935 году, а во время войны обеспечивал перевозки грузов в баржах между Осиновцом и Кобоной на Ладоге. В 1976 году он был передан филиалу Центрального военно-морского музея «Дорога жизни» и установлен на открытой площадке.
31.
32.
Эти орудия принимали участие в сухопутной обороне Ленинграда и прорыве блокады города.
33.
Владимир Чекунов рассказывает про каждое орудие.
34.
35.
В отдельном павильоне представлена крупногабаритная техника.
Советский городской автобус АТУЛ-1. Специально для него был изготовлен оригинальный кузов - деревянный каркас, обшитый листовой сталью. Такие автобусы ходили в Ленинграде в качестве городского транспорта, а в годы блокады на них вывозили детей из осажденного города.
36.
Советский грузовой автомобиль, "трехтонка". Во время блокады использовался для перевозки грузов и эвакуации людей.
37.
С территории музея отлично виден Осиновецкий маяк.
38.
На набережной музейного комплекса представлена корабельная артиллерия периода Великой Отечественной войны.
39.
40.
41.
Настоящим украшением музейного комплекса можно назвать транспортный самолет Ли-2Т.
42.
Авиация сыграла важную роль в снабжении осажденного Ленинграда. В период блокады в Ленинград авиатранспортом было доставлено более 5 тысяч тонн продовольствия и вывезено 50 тысяч человек. Здесь трудились устаревшие самолеты ТБ-3 и новые Ли-2, спроектированные на базе американского Douglas DC-3. В 1942-1945 гг. на ташкентском авиазаводе было выпущено 2258 самолетов Ли-2.
43.
44.
45.
После посещения музея мы продолжили движение по Дороге жизни. Вдоль берега Ладоги переехали на станцию Петрокрепость. В 1943 году, после прорыва блокады, здесь была построена железная дорога, открывшая дорогу на Ленинград.
В 1995 году здесь открылся музей, а к 70-летнему юбилею прибытия первого послеблокадного поезда, в музее обновилась экспозиция, появилось новая мультимедийная техника.
46.
Экспозиция рассказывает о строительстве Дороги Победы, о составе 48-й колонны паровозов особого резерва НКПС, и подвигах рабочих и техники.
47.
Сохранились интересные экспонаты военного времени.
48.
49.
50.
Экспозиция музея небольшая, но каждый экспонат по своему уникален.
51.
Около станционного здания стоит легендарный паровоз Эм 721-83. Вскоре после снятия блокады именно этот локомотив вывез из Ленинграда отливки орудийных стволов. Это был вклад жителей осажденного города в общее дело Победы.
52.
53.
Завершающей точкой нашей экскурсии стал монумент «Переправа». Он находится в поселке им. Морозова, на правом берегу Невы. Здесь после прорыва блокады Ленинграда были построены понтонная переправа и железнодорожная линия через Неву, связавшие осажденный Ленинград со страной. На строительстве трудилась 3-я понтонно-мостовая бригада. Красной Армии.
54.
55.
Крепость "Орешек" всю блокаду стояла неприступной каменной твердыней на реке Нева.
56.
И подарком для любителей истории своей Родины стал потрясающей красоты закат.
57.
Страницы военной истории листать тяжело и больно. Эта земля еще долго будет помнить кровавые сражения битвы за Ленинград. И важно, чтобы люди тоже помнили об этом.
Я благодарю
Владимира Чекунова за подробный и интересный рассказ о Дороге жизни и других событиях военной истории.