Оригинал взят у
vita_colorata в
Мода и карикатура ( часть четвертая)Революция перевернула во Франции общество и вкусы, нам это знакомо по событиям нашей революции.
Для моды это был период любопытный, в это время в одежде формировалось понемногу то, что потом развивалось и дошло до наших дней. С другой стороны в эти годы было много такого, что вызывает не то что усмешку, а даже содрогание.
Мода изменилась за короткий период революционно и на этом рисунке кавалеры и дамы удивляются друг другу как диковинам, хотя смена дресс-кода произошла в течение жизни одного поколения.
Александр Дюма цитирует автора, к сожалению, им не названного: "Для периода террора характерно невиданное бесстыдство в одежде, чисто спартанская простота в пище и глубочайшее презрение одичалого народа ко всякого вида искусствам и зрелищам".
В первые годы после революции одежда народа была иногда средством выжить.
Те, кто поддерживал революционные идеи, сами стали жертвами революции. Бомарше, имевший роскошный дом с садом, в котором стояли античные статуи смотрел со всей семьей взятие Бастилии прямо с балкона. А потом сам убежал через потайную дверцу сада, чтобы спасти свою жизнь.
Череда массовых казней закончилась смертью Робеспьера 27 июля 1794 года. Парижане решили, что это конец террора и стремились забыть всё как кошмарный сон .После провозглашения "Декларации прав и обязанностей человека и гражданина" во Франции началось безудержное веселье. В сентябре 1795 года в Париже состоялось 644 бала.
Ностальгия по ушедшему была как наркоз, который помогал забыться. Общество, пережившее не лучшие времена часто обращается к моде ретро.
Опять-таки хочется перекинуть мостик в наш нынешний интерес к своему недавнему советскому прошлому, как времени относительной стабильности. Многим это по душе.
Самые смелые модники, которых называли "мюскаденами" делали себе парики из волос казненных уже в 1792 году. Мускусные духи, которыми они душились были вызывающим запахом в момент, когда все изыски были наказуемы, но быть модным значит быть смелым. Мюскадены одевали зеленые фраки (это был цвет графа д`Артуа, младшего брата короля), черные воротники на их одежде символизировали траур по королю Людовику XVI, букву "р" , заглавную букву в слове" революция" , они старались специально не выговаривать.
Французская мода после революции обратилась к древнегреческой одежде. Такой скачок удивителен, поскольку велика разница между климатом и образом жизни двух эпох, но можно объяснить это несколькими причинами. Во первых тем, что борьба за демократию в обществе возродила греческие понятия демоса. Во вторых, тем, что античный культ тела показался ближе библейских представлений о греховности всего телесного. Революция часто производит пересмотр религиозных воззрений.
Наконец, мода на античность уже была подготовлена интересом ко всему античному с 30х годов 18 века. Возможно, что эта мода на античность и демократию повлияла на развитие революционных идей,а не наоборот.
На портрете знаменитого Давида старшая сестра Эжена Делакруа.
Итак, дамы стали носить платья а ла грек и наступил период платьев a la sauvage , то есть "нагих". Также, как английские карикатуристы, французские не могли не отметить новый фасон, а врачи предупреждали об опасностях .«Журнал де мод» (Journal des modes) в 1802 году рекомендовал своим читательницам посетить Монмартрское кладбище, чтобы посмотреть, сколько молодых женщин, едва достигших тридцатилетнего возраста, стало жертвой «нагой» моды и умерло от простуды. Одной из жертв моды стала Жозефина Богарнэ, бывшая пассия и жена Бонапарта.
Здесь она на портрете1807года работы Андреа Аппиани.
Но кто остановил наших девиц, которые бегали в тоненьких колготках и юбках до аппендицита в тридцатиградусный мороз ?
Немного спасали положение теплые шали-пашмины, мода на которые появилась после египетского похода Бонапарта.
Полина Бонапарт, сестра Наполеона. Можно оценить степень прозрачности платья.
Хотя на ногах теперь тоже была очень легкая обувь не по сезону, как -то умудрялись кататься на коньках.
В мужской моду проникали английские фасоны, англомания захватила Париж. Из Англии пришли рединготы, спенсеры, английские прически . Столкновение парижской и лондонской моды.
После 1895 года в Париже появились новые модные люди, их вид эпатировал публику, поэтому появились названия: для мужчин -"невероятные -"Incroyables" , для женщин - "Merveilleuses" - "изумительные".
Дамы помимо прозрачности удивляли шляпками со "слуховыми окошками", напоминавшими гильотину. Кроме моды на греческое носили платья с воланами и большие шляпы.
"Невероятные“ стали первыми фриками в истории моды, всё , что они одевали носило черты чрезмерности и вычурности. Сюртуки с огромными лацканами и высоким плечом, жилеты одевались иногда один под другой, причем было модно застегиваться через пуговицу .Высокий воротник рубашки наезжал на лицо, а галстук или шейный платок был карикатурно большим. Контраст между сюртуком и панталонами по цвету довершал общий вид. Вместо изящной трости прошлого времени носили большую палку под названием droit de l'homme - "право человека". Лорнеты и монокли, в которые разглядывали в упор, смущая дам совсем как Онегин, который наводил на ложи незнакомых дам двойной лорнет, так и он был завзятым модником.
Прическа "собачьи уши" закрывала уши свисающими волосами.
Острый рисунок Луи Александра Эсташ Лурсэ 1795 года.
Из обилия французских балов самым необычным и известным стал знаменитый “бал жертв”. Чтобы получить приглашение на этот бал, нужно было доказать, что кто-нибудь из членов семьи во время террора погиб на эшафоте.
Пьер-Алексис де Понсон дю Террайль был соперником Дюма-отца и литературным отцом героя Рокамболя, который был популярен и даже породил целый авантюрный жанр во французской литературе под названием рокамболески и дал свое имя сорту георгинов. Террайль написал роман "Бал жертв", вроде бы он не так давно был переведен и издан.
На этом балу женщины танцевали, в основном, в траурных платьях, а мужчины надевали, как минимум, траурные повязки.
Многие гости бала раскланивались, имитируя движение отрубленной головы, падающей в корзину под гильотиной.
Дамы носили короткие стрижки, отрезая до корней волосы на затылке, а их кавалеры выбривали волосы сзади, как у осужденного на казнь. Такая прическа называлась а-ля виктим (жертва), или а-ля Сансон - по имени известного парижского палача.
Александр Дюма в романе " Соратники Иегу" ( не путать со "Свидетелями Иеговы "!) тоже описывает сборы на "бал жертв" своего героя
:" ..выдвинув ящик, он вынул оттуда и стал раскладывать на постели полный костюм "невероятного", сшитый по последней моде.
Это были : сюртук нежного бледно-зеленого цвета, переходящего в жемчужно-серый с прямоугольным вырезом спереди и очень длинный сзади; светло-желтый жилет из панбархата, застегивающийся на восемнадцать перламутровых пуговиц; огромный галстук из тончайшего батиста; панталоны в обтяжку из белого казимира, перехваченные пышными лентами под самыми икрами; жемчужно-серые шелковые чулки с косыми бледно-зелеными полосками под цвет сюртука и изящные туфли с бриллиантовыми пряжками.
Тут же красовался неизбежный лорнет.
Шляпа была из тех, какие водружает на голову щеголей времен Директории Карл Верне."
Затем к герою приходит парикмахер Каднет делать прическу.
"Какую прическу угодно господину барону ?
- "Собачьи уши" и высоко зачесанные назад волосы.
- А немножко пудры ?
- Сколько угодно,Каднет.
- Ах, сударь,подумать только, уже добрых пять лет у меня одного достают пудру "а ля марешаль" ! Господин барон, а ведь еще недавно за коробку пудры гильотинировали!"
Далее герой отправляется на бал, куда съезжаются родственники тех, кто был отправлен на гильотину. Многие девушки одеты в такие же платья, как их матери в момент казни. На шею одевали тонкую красную нить, которая обозначала место разреза шеи.
Эту молодежь окрестили "молодежью Фрерона" или "золотой молодежью". Вот с каких лет идет это определение. Кто такой Фрерон Дюма так и не смог узнать, случайная жертва, сметенная вихрем революции, которая дала имя модному поколению.
Герой Дюма на балу встречает знакомого, одетого в панталоны без швов. Его удивлению есть ответ, этот человек попросил содрать кожу с тела своего убитого брата, выделать и превратить в одежду.
Несомненно, в моде этого времени было нечто противоестественное. Когда я читаю про эти балы, то думаю, не вдохновили ли они Булгакова на появление на балу у сатаны призраков убиенных когда-то.
Кто же такой был Карл Верне ?
Карл Верне ( 1758- 1736) был анималистом, славно рисовавшим лошадок, ,художником-историографом наполеоновской армии но мода своего времени его тоже интересовала, поэтому Верне оставил рисунки модников -анкруаяблей.
И просто современников.
В рисунках Верне есть динамизм развития ситуации, который мы уже видели в английской карикатуре.
На этом рисунке видно, как пудрили парики, на лицо одевалась маска.
Парижский костюм запечатлен в рисунках Верне и с юмором и реалистично.
Русский художник Головин, работавший для театра, сделал эскиз костюма "анкруаябля" для постановки "Маскарада" Михаила Лермонтова для сцены бала, в которой случилась интрига, приведшая к гибели Нины. Почему возник этот образ, которого формально нет у Лермонтова. Возможно, потому что ревнивый муж пеняет жене:
" Бульварный франт, затянутый в корсете,
С утра до вечера тебя встречает в свете..."
А, может быть, он тоже призрак, напоминающий о том, что после этого бала будет еще одна жертва.
RКартинки:
http://fashion-hi-story.blogspot.ru/2012_03_01_archive.html, wikimedia.
Александр Дюма :
http://kazez.net/book_1781_glava_30_XXVI._BAL_ZHERTV.html