У Александра Лукашенко накануне президентских выборов остаются только два верных союзника: армия и Россия
Намеченные на ноябрь 2015 года выборы президента Белоруссии в свете событий на украинском майдане станут серьезным испытанием не только для Александра Лукашенко, но и для российских властей. Утратив, по крайней мере, на ближайшие годы возможность вернуть в сферу своего геополитического влияния Украину, Россия серьезно рискует потерять на восточно-европейском пространстве свой последний рубеж - Белоруссию.
Киевский майдан преподнес жестокие уроки представителям бывшей, нынешней, и, безусловно, будущей власти на Украине, поскольку украинская лодка, наполненная политизированными до шизофренического состояния пассажирами, будет раскачиваться на волнах «идеалов майдана» еще очень долго.
Он продемонстрировал шаткость власти, основанной на олигархических смычках и игнорирующей до оборзения интересы основной массы населения. А это - уже общий урок майдана. Кремлю же, ко всему прочему, майдан наглядно «предъявил» его прежние грубейшие огрехи в проведении политики по отношению к ближайшим соседям, которую нельзя до бесконечности строить или нивелировать свои ошибки лишь посредством экономического шантажа.
Майдан указал и на то, что осужденная международным сообществом решительность, которую проявило китайское руководство в период разгона студенческих волнений на площади Тяньаньмэнь в Пекине в 1989 году, для долгосрочной стабилизации внутриполитической обстановки может сыграть куда большую роль, чем беззубая сдача власти съехавшейся в столицу многотысячной толпе недовольных демонстрантов. Тем более, если за этой толпой, помимо всего остального, еще и стоят интересы дяди Сэма. Поэтому не случайно, памятуя о прежнем опыте и глядя на киевский майдан, во время прошлогодних студенческих волнений в Гонконге власти Китая повели себя хоть и менее жестко, однако не стали особо церемониться с бунтовщиками, при этом недвусмысленно дав Вашингтону понять: не надо лезть, куда не звали.
Впрочем, речь не о Китае. И даже не об Украине, которую еще долго будет колбасить, плющить и таращить. Поговорим о Белоруссии.
Нет никакого сомнения в том, что майдан в его украинском виде Александр Лукашенко в отличие от мягкотелого и нерешительного олигарха Януковича, никогда не допустит. Оценивая внутриполитический расклад сил и работу механизма институтов власти внутри самой Белоруссии, Запад тоже прекрасно понимает несостоятельность такого сценария для этой страны. Поэтому основной акцент в работе по смене власти и установлению подконтрольного Западу режима в Белоруссии, безусловно, будет сделан на предстоящие выборы ее президента, с многократным увеличением объемов финансирования оппозиции и проведением разноплановых информационно-пропагандистских акций. Это, кстати, тоже в чистом виде вряд ли поможет достичь намеченной цели. И это там, на Западе, тоже, по-видимому, осознают. Но…
Не исключено, что после оглашения результатов выборов и объявления победителем на них Александра Лукашенко (или его старшего сына Виктора?), некоторое время ситуация будет развиваться по сценарию «оранжевой революции», приведшей к власти на Украине Виктора Ющенко.
Результаты президентских выборов оппозиция признавать решительно отказывается, выводя на улицы своих сторонников и откровенно провоцируя власть на применение силы. В это время западные СМИ вовсю готовят общественное мнение своих стран к признанию власти вновь избранного президента Белоруссии нелегитимной. Александру Лукашенко ничего иного не остается, как принять решение о привлечении силовиков для разгона массовых акций протеста. «Зверства» белорусских силовиков тут же становятся достоянием «мировой общественности». В этот период «всплывают» факты «геноцида» населения отдельных районов и городов, массовых политических репрессий и «карательных» операций, инициированных властями Белоруссии, и прочие ужасы «тирании» Лукашенко. Не исключено, что тут же параллельно «выяснятся» и обстоятельства, связанные с поставками через Белоруссию российского оружия на территорию Украины, предназначенного для вооружения создаваемых сепаратистских группировок в подконтрольных Киеву регионах.
А дальше, сперва - с использованием попыток привлечь ООН к «урегулированию ситуации в Белоруссии», а затем, если этот вариант «продавить» не удастся, - опираясь на собственные «полномочия» и своих союзников, США объявляют о начале «гуманитарной интервенции». И потом работают уже по югославскому сценарию, разрушая военную и экономическую структуру Белоруссии ударами с воздуха с применением высокоточного оружия. Дело завершает сухопутная операция, после чего на президентское кресло в Минске Запад водружает представителя оппозиции.
Возможности для этого у США и НАТО имеются уже сейчас. И только ли с целью «сдерживания агрессивной политики России» на сентябрьском 2014 года саммите НАТО было принято решение о создании сил быстрого реагирования альянса, которое уже реализуется с созданием соответствующей инфраструктуры в странах Прибалтики и других государствах Центральной и Восточной Европы? Этот потенциал вполне может быть использован и против Белоруссии, и в Минске это прекрасно понимают.
По этому поводу в конце января военное ведомство Белоруссии выступило с соответствующим заявлением, в котором отмечалось, что "наряду с усилением авиационной составляющей стран - членов НАТО в странах Балтии, выполняющих функции по охране воздушного пространства, альянс планомерно сосредотачивает у границ Республики Беларусь дополнительные воинские контингенты, оснащенные тяжелым вооружением".
В минобороны заявили, что "вне зависимости от геополитических предпосылок для принятия данного решения нашими зарубежными партнерами, Республика Беларусь не вправе игнорировать изменения военно-политической обстановки в регионе, несущие в себе дополнительные риски, вызовы и угрозы военной безопасности государства". В этой связи, пояснили в минобороны Белоруссии, данные аспекты были учтены военно-политическим руководством страны при формировании плана подготовки вооруженных сил в нынешнем году.
http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1718276А несколькими днями позже в Белоруссии вступил в силу обновленный закон «О военном положении», в котором перечень военных угроз дополнила «концентрация вооруженных сил другого государства (государств) вдоль белорусской госграницы, которая указывает на реальное намерение применить вооруженную силу против независимости, территориальной целостности, суверенитета и конституционного строя Беларуси».
http://www.interfax.ru/world/421472Кое-кто поспешил истрактовать это, как превентивные меры от «российской угрозы». Но озвученное ранее заявление минобороны республики и то, о чем пойдет речь ниже, свидетельствует совсем о другом.
Да и вряд ли можно назвать случайным заявление заместителя государственного секретаря Союзного государства России и Белоруссии Алексея Кубрина о том, что его Военная доктрина может быть изменена.
http://ria.ru/sg/20150128/1044714034.htmlНа недавней своей пресс-конференции Александр Лукашенко заявил, что не собирается в угоду России воевать с Западом. Так оно и есть. За Украину, действительно, Белоруссия с Западом воевать не будет. Резонно заняв по украинскому кризису нейтральную позицию и выступив организатором и хозяином переговорной площадки по этим вопросам для европейских лидеров и делегаций, Лукашенко на определенное время обеспечил некоторое потепление отношения к Белоруссии и себе лично со стороны США и ЕС. Но, как всякий реалист, он отдает себе отчет, что это все - до поры до времени. О чем, собственно, на этой же пресс-конференции и сказал, отметив, что «Лукашенко любим на Западе никогда не будет». И, назвав себя «прагматиком», высказал убеждение, что «никаких больших сдвигов в отношении Белоруссии не будет, пока не пройдут президентские выборы».
Прагматизм Александра Лукашенко вполне объясним. Ведь даже в военной доктрине той же Литвы - полноправного члена НАТО, где в рамках миссии по патрулированию воздушного пространства стран Балтии базируются истребители стран альянса, находится на ротационной основе бронетанковое подразделение армии США, а также создается инфраструктура для развертывания сил быстрого реагирования НАТО, Белоруссия, как и Россия, отнесена к категории «недружественных стран».
Кстати, в декабре прошлого года сообщалось о предстоящем суде над санинструктором одной из воинских частей Литвы, который на протяжении пяти лет снабжал главное разведуправление белорусского генштаба сведениями военного характера.
http://www.interfax.ru/world/410925Этот прагматизм Александра Лукашенко, несмотря на неоднозначность многих его высказываний по отношению к политике Кремля, заставляет белорусского лидера медленно (чтобы не вызывать вспышки гнева и критики со стороны оппозиции), но последовательно и верно укреплять военное и военно-техническое сотрудничество с Россией.
Ключевым и жизненно важным для Белоруссии направлением этого сотрудничества, по вполне понятным причинам, является укрепление возможностей собственных средств ПВО и дальнейшее развитие уже созданной Единой региональной системы ПВО России и Белоруссии.
В прошлом году сообщалось о безвозмездной передаче российской стороной Белоруссии четырех комплектов зенитных ракетных систем С-300.
http://www.interfax.ru/world/404571Кроме этого, сообщалось, что Белоруссия намерена приобрести дивизион зенитных ракетных комплексов "Тор-М2". А еще три батареи "Тор-М2" были поставлены в Белоруссию в 2011-2013 годах.
Что касается Единой региональной системы ПВО, то в марте 2014 года, после того, как НАТО направило для полетов у границ Украины с территории Румынии и Польши самолеты-разведчики «АВАКС», по предложению Александра Лукашенко на аэродром в Бобруйске были передислоцированы шесть российских истребителей Су-27 и другая техника, а на аэродром в Барановичи - самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50.
Также в конце октября Сергей Шойгу сообщил о том, что в 2015 году в Белоруссию будут направлены для несения боевого дежурства 12 боевых самолетов Су-27, два учебных самолета Су-27 и четыре вертолета Ми-8.
В феврале нынешнего года военное ведомство Белоруссии сообщило о том, что подразделения зенитных ракетных частей ПВО Белоруссии примут участие в военных учениях «Боевое содружество-2015», которые пройдут в августе-сентябре на полигонах в России.
http://www.interfax.ru/world/423119Впрочем, военное и военно-техническое сотрудничество между двумя странами не ограничивается лишь сферой ПВО. Напомню, что сегодня на территории Белоруссии располагаются такие российские военные объекты, как радиолокационная санкция «Волга», которая входит в систему предупреждения о ракетном нападении, и узел связи ВМФ. Ежегодно на территории двух государств проводятся масштабные учения «Щит Союза», формат которых в связи с изменениями обстановки у границ России и Белоруссии в нынешнем году решено расширить.
Если же взять 2014 год, то, как сообщается, в этот период финансирование программ Союзного государства России и Белоруссии в сфере обороны и безопасности в 2014 году составило 2,5 миллиарда рублей.
http://ria.ru/sg/20150204/1045860417.html Может, кому-то покажется и негусто, но эта цифра характеризует, скорее, лишь объемы средств, выделяемых на создание общих интегрированных систем и программ, а не отражает реальные масштабы военного и военно-технического сотрудничества двух стран и не является их своеобразным «военным бюджетом».
А недавно Белоруссия стала первым государством СНГ, которое решило оснастить свои ВВС учебно-боевым самолетом Як-130.
http://vpk-news.ru/news/23833 И еще. В конце января в СМИ появилась информация о том, что в ходе проводившегося в Санкт-Петербурге оперативно-мобилизационного сбора руководящего состава Западного военного округа его участниками изучались особенности управления подчиненными войсками и силами в условиях ведения «гибридной» и «сетецентрической» войны. И впервые в таком мероприятии приняли участие офицеры генерального штаба вооруженных сил Белоруссии.
Подытоживая сказанное, в качестве вывода напрашивается следующее. В Союзном государстве России и Белоруссии перспектива ограничить свою власть в республике статусом «полномочного представителя президента Российской Федерации в Белорусском федеральном округе» для Александра Лукашенко никогда не окажется приемлемой. И своей властью делиться ни с кем-то из оппозиции, ни с Москвой он не будет.
С другой стороны, осознание себя и Белоруссии в качестве не «одной из…», а уже - следующей мишени для продвижения интересов США, «ценностей европейской демократии» и других «высоких целей», особенно в преддверии президентских выборов, обрекает его, как минимум, на дальнейшее укрепление военного и военно-технического сотрудничества с Россией. Особенно - в части, касающейся ПВО, поскольку, как показывает опыт последних десятилетий, господа в западных камуфляжах грозящему многочисленными потерями в живой силе окопному быту предпочитают операции с воздуха. Белоруссии же в одиночку их возможностям ударить с воздуха будет противостоять практически нереально.
Понимает Лукашенко и то, что Россия с ее нынешним украинским опытом сделает все возможное (как экономически, так и в военной сфере) чтобы Белоруссия со временем не превратилась в очередного члена НАТО у границ с Россией. И поэтому, в случае обострения обстановки внутри Белоруссии и попыток проведения любой «гуманитарной интервенции», Россия даст ясный сигнал Западу, что любые планы нанесения ударов по Белоруссии будут расценены как планы ударов по российской территории. Со всеми вытекающими отсюда последствиями, включая и вступление в вооруженное противостояние.
Когда едины - тогда непобедимы...
Без разрыва этих сложившихся между Москвой и Минском связей реализовать майдано-югославский сценарий для Белоруссии на сегодняшний день Западу не удастся. Но, с учетом приближающихся выборов президента Белоруссии, можно предположить: попытки вбить смертельный клин в отношениях между двумя странами и ликвидировать тем самым существующее на пути реализации этих планов препятствие Запад предпримет не единожды. Причем, уже в ближайшее время.
Poll Можно ли позволить Западу захватить Белоруссию?