Прошло всего каких-то 2-3 дня, а разгоревшиеся на внешнеполитическом и бытовом уровнях споры и эмоции по поводу сбитого турками Су-24 не утихают. И утихнут, видимо, не скоро, потому что этот российский бомбардировщик, по всей видимости, должен был стать предтечей нечто более значительного, чем дипломатическая пикировка и взаимные обвинения сторон.
Уже награждены госнаградами чудом выживший штурман экипажа капитан Константин Мурахтин, а также погибшие командир экипажа подполковник Олег Пешков и морской пехотинец-контрактник матрос Александр Позынич. Тело последнего уже предано родной земле, за возвращение второго еще, видимо, предстоит побороться и, скорей всего, поторговаться, как бы это кощунственно не звучало.
Уже оглашены многие подробности произошедшего 24 ноября в небе и на земле над сирийско-турецкой границей, но лично для меня часть возникших в тот день вопросов так и осталась без ответов. А полученные из СМИ ответы на некоторые из них по ряду причин считаю небесспорными.
1.
Главный из вопросов - был ли этот «удар в спину от пособников террористов», по определению Владимира Путина, таким уж и неожиданным для участвующей на территории Сирии в борьбе с ИГИЛ России?
С одной стороны, вроде бы - да, подобных действий от турков явно не ожидали, поскольку Турция также является членом американской коалиции по борьбе с ИГИЛ и нередко страдает от действий радикалов на собственной территории. Что, впрочем, не мешает ей предоставлять свою территорию для подготовки боевиков и осуществлять их транзит в Сирию, в том числе - из России и других республик бывшего СССР, а также транзит оружия и боеприпасов для поддерживаемых ею группировок, оказывать боевикам на своей территории медицинскую помощь и, особо не стесняясь, перерабатывать и продавать поступающую из Сирии нефть.
Обо всем этом в российском военно-политическом руководстве прекрасно знали и до инцидента со сбитым Су-24, и все же старались публично не педалировать данную тему в надежде на то, что «все хорошее» в итоге должно перевесить «все плохое».
Как впрочем, знали и о нервной реакции Анкары на сбитый турками над их территорией беспилотник, а также непреднамеренный заход российского военного самолета в воздушное пространство Турции некоторое время спустя после начала ударов российских ВКС по позициям ИГИЛ в Сирии. Кстати, после инцидента с БПЛА премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу заявил, что «если бы это был самолет, мы бы сделали то же самое».
Кроме того, на прошлой неделе МИД Турции вызвал российского посла, чтобы выразить протест по поводу бомбардировок самолетами ВКС России туркоманских деревень на севере Сирии.
И, если уж, как выясняется, российское руководство было осведомлено о бизнес-интересах турецкого президента Эрдогана и его семьи к нефти из захваченных боевиками районов, то на чем тогда была основана уверенность, что действия военной авиации России по уничтожению нефтеперерабатывающих заводов, хранилищ и бензовозов на этих территориях не заставят Эрдогана найти повод «отчебучить» что-то невероятно дерзкое в ответ?
Понадеялись на русское «авось»?
Но вот, к примеру, глава российского МИДа Сергей Лавров по поводу сбитого Су-24 на днях заявил следующее:
«У нас достаточный массив информации, которая подтверждает, что это был преднамеренный акт, спланированный».
http://www.ntv.ru/novosti/1577455 Интересно, этот массив информации в распоряжении российских дипломатов появился только после случившегося, или что-то в их «загашнике» было и до этого?
Не знаю, как насчет именно их «загашника», но вот еще месяц назад спецкор «Комсомольской правды» Дарья Асламова получила письмо от турецких друзей о возможной провокации:
«Дорогая Дарья! Дорогой Шамир! Уровень угрозы - красный! Эрдоган планирует сбить русский самолет в Сирии, чтобы втянуть Турцию в войну с Россией. Любая война - лучший способ предотвратить падение диктатора. Мой источник (работает под псевдонимом «фуат авни» в Твиттере, много лет является «глубокой глоткой» в правительстве Эрдогана) никогда не ошибается, и подтверждение об атаке пришло не только от него».
http://www.kp.ru/daily/26458/3332210/ А публицист Исраэль Шамир тогда же по этому тревожному поводу в «Комсомольской правде» написал колонку с предупреждением о надвигающейся угрозе.
http://www.kp.ru/daily/26447.5/3317924/ Так что насколько уж неожиданным получился этот удар в спину - судите сами.
Соответственно, имеются вопросы и к качеству работы российской внешней разведки и других спецслужб на данном направлении.
2. Почему пара наших Су-24 ушла на боевое задание без прикрытия - сопровождения истребителей?
По сути, ответ на второй вопрос плавно вытекает из первого: да потому, что у ИГИЛ нет своей авиации, и даже при наличии у террористов ПЗРК поразить летящий на высоте 6 тысяч метров самолет они не в состоянии. Поэтому мы и не ждали удара с воздуха от ВВС Турции - государства, являющегося членом американской коалиции, объявившей войну ИГИЛ.
http://ria.ru/syria/20151126/1329150641.html А еще и потому, что на базе Хмеймим до настоящего времени насчитывалось всего два звена истребителей (Су-30СМ и Су-27СМ3) - по четыре штуки в каждом. Так что при всем желании, к каждому бомбардировщику их не приставишь. Или же надо сокращать количество боевых вылетов, или наращивать состав истребительной авиации.
3. Где в тот момент были наши хваленые средства радиоэлектронной борьбы, способные обезопасить военные самолеты?
В последние годы в нашей стране создано целое семейство очень эффективных систем радиоэлектронной борьбы. Некоторые из них штатно входят в конструкцию новейших боевых самолетов, некоторые могут применяться на самолетах или вертолетах сопровождения, создавая непроницаемый для любых электронных систем противника экран.
К примеру, авиационный комплекс РЭБ «Рычаг». Он устанавливается на вертолетах и самолетах. Данные комплексы способны обеспечивать групповую защиту всей авиатехники, включая беспилотные летательные аппараты, от ударов ПВО противника в радиусе нескольких сотен километров.
«Рычаги» активно подавляют работу всех типов радиолокационных станций. И даже самый современный американский зенитно-ракетный комплекс «Пэтриот» становится слеп и беспомощен. Удар российской авиагруппы с «Рычагами» прикрытия неотразим. При этом не только подавляются вражеские радиоэлектронные системы, но и одновременно ведется радиотехническая разведка, которая выявляет чужие источники электромагнитного излучения.
Есть и другие очень мощные системы РЭБ, например наземные комплексы «Красуха». Они способны выжечь электронику любого самолета, управляемой ракеты и даже низкоорбитального спутника. Это тот самый лом, против которого нет никакого приема. Но «Красуха» может работать и по-умному, создавая ложные цели, перенаправляя высокоточные ракеты в пустоту.
Так почему же авиация ВКС РФ, работающая в Сирии, не использует в качестве прикрытия системы РЭБ? Ответ очень простой. Если их включить на полную мощность, ослепнут и выйдут из строя все чужие радиоэлектронные комплексы. Потеряется управление всей боевой авиацией НАТО над Сирией и прилегающими к ней странами, а также акваторией Средиземного моря. Но ведь мы там воюем не с армиями США, Израиля, Западной Европы и Турции. Мы воюем с бандитскими формированиями ИГИЛ, у которых нет радиоэлектронных средств, достойных для применения против них «Рычагов» и «Красух».
Российская авиация пусть и неформально, но действует в контакте с большой международной коалицией, использующей свои вооруженные силы против боевиков-джихадистов на Ближнем Востоке.
http://www.rg.ru/2015/11/25/su24.html 4. Почему боевые вылеты в том районе, где был сбит российский Су-24, проходили по стандартным и предсказуемым маршрутам?
Вот и штурман сбитого самолета капитан Константин Мурахтин сообщил:
«Конечно, мы неоднократно там выполняли боевые полеты. Знаем его как свои пять пальцев. Боевые задачи выполняли и обратно возвращались по обратному маршруту на авиабазу. Мне вообще как штурману известна там каждая высота практически. Могу ориентироваться даже без приборов».
О том, что наши самолеты уже «поджидали», заявил и главком ВКС России генерал-полковник Виктор Бондарев:
«Результаты объективного контроля РЛС Сирии подтверждают нахождение в воздухе двух F-16C в зоне дежурства с 9 часов 11 минут до 10 часов 26 минут в течение 1 часа 15 минут на высоте 2,4 тысячи метров, что говорит о заранее спланированной акции и готовности истребителей действовать из засады в воздухе над территорией Турции».
http://www.rg.ru/2015/11/27/bondarev-anons.html Здесь, конечно, можно отталкиваться и от ответа на все тот же первый вопрос. Но, ко всему прочему, нужно учитывать, что для захода на посадку на аэродром, с учетом специфики его расположения и географических и климатических особенностей окружающей местности, после отработки боевых задач в данном районе у пилотов альтернатив не так уж и много.
Кроме того, надо полагать, такая предсказуемость маршрута была обусловлена еще и тем, чтобы избежать авиационных инцидентов и случайных боестолкновений с авиацией стран-членов антиигиловской коалиции во главе с США.
5. Все ли имеющиеся ресурсы были задействованы для успешного проведения поисково-спасательной операции по спасению экипажа сбитого Су-24?
Все, что на данный момент известно, - это то, что на поиск российских летчиков были направлены два Ми-8 с морпехами на борту в сопровождении пары «крокодилов» Ми-24. И то, что в итоге был поврежден огнем боевиков, а после посадки - уничтожен один из Ми-8, при этом получил смертельное ранение и находившийся в составе поисково-спасательной группы морской пехотинец матрос Александр Позынич.
Если учесть обстоятельства и сроки возвращения на авиабазу штурмана Су-24 капитана Константина Мурахтина, то я бы не стал утверждать, что операция по его эвакуации получилась безупречной. Не с точки зрения конечного результата (слава Богу, жив!), а с точки зрения организации самой операции.
По видеокартинкам в Интернете сложилось стойкое впечатление, что изначально планировалось обнаружить летчиков на земле, быстро погрузить их на «вертушки» и доставить на базу. Но активное огневое воздействие со стороны боевиков и повреждение одного из вертолетов помешали осуществлению задуманного, в результате чего был запущен в действие план «Б».
В связи с этим у меня лично возник вопрос: насколько направлявшиеся в этот район экипажи вертолетов с морпехами на борту были осведомлены о степени возможного противодействия им с земли в зоне поиска? Были ли при этом задействованы беспилотники, чтобы обнаружить места сосредоточения групп боевиков и выдать необходимые целеуказания «крокодилам», или же их пилотам приходилось действовать, основываясь на собственной визуальной информации? Не следовало ли для большей подстраховки направить в этот район еще до прибытия поисково-спасательной группы и пару Су-25 для огневого подавления боевиков? Кто знает, кто знает, как бы в таком случае развивался этот сценарий…
6. И, наконец, последнее. Как известно, командир экипажа Су-24 подполковник Олег Пешков посмертно удостоен звания Героя России, а штурман экипажа капитан Константин Мурахтин и погибший морпех матрос Александр Позынич награждены орденами Мужества.
Среди своих знакомых единодушного согласия с оценкой степени боевых заслуг каждого из этих военнослужащих я так и не обнаружил.
Кто-то считает, что штурману после всего, пережитого им и в воздухе, и после - на земле, тоже следовало бы дать Героя, кто-то, наоборот, считает, что он в сложившейся ситуации делал лишь то, что обязан, поэтому орден Мужества - в самый раз. Некоторые полагают, что звания Героя мог бы быть удостоен и погибший морпех, который отправился на выручку нашим летчикам, заведомо предполагая, что его там встретит пекло огня, и который сложил голову за своих боевых товарищей.
Насколько каждая из этих оценок верна - судить можно до бесконечности.
Но лично для меня все они являются настоящими Героями.
Правда, кто-то изрек мысль, что за каждым случаем героизма стоит чья-то беспечность или преступление. И все же очень бы не хотелось, чтобы в данном случае одно вытекало из другого. Но в любом случае делать выводы после всего произошедшего необходимо: и политикам, и военным.