Российские политики и дипломаты в ответ на продвижение к российским границам военной инфраструктуры НАТО и развертывание на территории Европы элементов американской глобальной противоракетной обороны все время говорят об адекватном ответе на эти, явно недружественные по отношению к России, действия. Но в чем он будет заключаться, этот самый адекватный ответ, распространяться как-то не принято.
Большинство экспертов связывают эти ответные меры с развертыванием на этих, опасных для России, оперативных направлениях различных систем и вооружений, способных в короткие сроки «достать» объекты противника прежде, чем они сыграют свою зловещую роль.
Это и переброска в такие «проблемные» зоны оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер» с дальностью действия до 500 км, и наличие на не скучающих у пирсов кораблях российского ВМФ крылатых ракет «Калибр», и демонстративные международные полеты нашей стратегической авиации, напоминающие всем, что «ребята, мы тут недалеко». Это и создание межконтинентальных баллистических ракет нового поколения с новейшим набором средств преодоления ПРО, включая способность «накоротке» пройти самый уязвимый - разгонный участок траектории. Это и прямой сигнал государствам Восточной Европы, с легкой руки их политиков давшим согласие на размещение у себя военных баз и складов НАТО под боком у России, что они автоматически становятся возможными мишенями для этих самых новейших российских баллистических ракет.
Но, поскольку не хлебом единым жив человек, то и не одними ракетами можно нивелировать тот военный потенциал, который настойчиво формируется у границ России.
И эти «нестандартные» возрастающие возможности российских Вооруженных Сил по противодействию возникающим угрозам вызывают серьезную обеспокоенность у представителей НАТО.
Так, командующий ВВС США в Европе Франк Горенк недавно, разоткровенничавшись, признался, что российские системы радиоэлектронной борьбы сводят на нет все преимущества высокотехнологичного оружия НАТО.
«Они закрыли брешь. Наше преимущество в воздухе тает, - заявил генерал. - Но больше всего настораживают их новые возможности по реализации стратегии ограничения доступа к определенным территориям (A2/AD)».
Под термином A2/AD в НАТО подразумевается противодействие допуску чужих войск на свою территорию (anti-access или A2) с одновременным ограничением их эффективных действий на территории, если они все-таки прорваться смогли (area-denial или AD).
На Западе, прежде всего в США, считали, что только они владеют секретом реализации концепции A2/AD и никогда не позволят вражеским, с их точки зрения, войскам вторгаться в их пределы. Сами же они вправе объявлять зоной своих жизненных интересов любой район земного шара. И, конечно же, вести там безнаказанные боевые действия.
Территория нашей страны исключением не являлась. И тут выяснилось, что далеко не каждый самолет или ракета способны просто перелететь границу России, не говоря уже о нанесении точечных ударов.
Почти непреодолимой преградой становится невидимая стена различных систем радиоэлектронной борьбы, которые, используя модное выражение, «выносят мозг» самому «умному» оружию, имеющемуся в арсеналах НАТО.
Вот что говорит по этому поводу гендиректор концерна «Радиоэлектронные технологии» Николай Колесов: «Россия не затыкает никакие бреши. Мы скорее возвращаемся на покинутые когда-то позиции. Средства РЭБ являются одним из ключевых элементов концепции A2/AD в случае противостояния противнику, который привык действовать с опорой на преимущество в небе и полагаться на высокоточные вооружения, а также на всеобъемлющие и «глубокие» разведданные. Однако радиоэлектронная борьба способна выбить все эти козыри из рук агрессора, создав в буквальном смысле невыносимые условия для так называемого «проецирования силы».
Можно напомнить, что такое рэбовские технологии сегодня. ВКС России получают самолеты и вертолеты, которые, имея специальное оборудование, способны не только обеспечивать индивидуальную защиту, но и прикрывать целые районы, нарушая связь противника, затрудняя ведение разведки и применение высокоточных вооружений.
К таким средствам относится, к примеру, уникальный вертолетный комплекс «Рычаг-АВ», способный «ослеплять» РЛС противника на расстоянии в несколько сотен километров.
Мозговым центром наземной высокотехнологичной обороны является комплекс радиоэлектронной разведки и управления «Москва-1». Его возможности позволяют осуществлять радиотехническую разведку воздушного пространства на дальности до 400 км. Разведка параметров целей ведется в пассивном режиме, что обеспечивает высокую скрытность работы. После обнаружения воздушных целей их параметры передаются другим системам радиоэлектронной борьбы, противовоздушной обороны и авиации. На управлении «Москвы-1» одновременно могут находиться более 7 комплексов РЭБ.
Среди того, чем управляет «Москва-1», -мобильные комплексы РЭБ семейства «Красуха». Они способны на дальности до 300 км обнаруживать и эффективно подавлять бортовые РЛС самолетов противника, препятствуя обнаружению целей на защищаемой территории и применению по ним вооружения. Комплексное и грамотное использование этих систем не позволяет противнику оперативно поражать объекты государственного и военного управления, информационной инфраструктуры, важнейшие экономические объекты и средства ответного удара.
http://rg.ru/2015/10/30/reb.html Впрочем, командующий ВВС США в Европе Франк Горенк далеко не единственный, кто озабочен данной проблемой.
Не так давно со ссылкой на представителей Пентагона The Wall Street Journal сообщил, что опыт проводимых в Литве учений НАТО продемонстрировал способность новейших российских средств РЭБ перехватывать и глушить переговоры союзников по НАТО.
По словам представителей армии США, наблюдающих за ходом маневров в Восточной Европе, взлом электронных коммуникаций представляет собой главную проблему. Не обладая надежными средствами защиты информации, командование союзных войск не может озвучивать в эфире данные о своем местонахождении и движении подразделений. В результате американские военные вынуждены были направлять в литовские подразделения своих сержантов и отправлять шифровки через них.
http://rg.ru/2015/07/08/reb-site-anons.html Фактически об этом же самом заявил и Командующий силами армии США в Европе генерал Бен Ходжес.
http://lenta.ru/news/2015/09/26/nato/ Но на достигнутом рубеже Россия останавливаться не намерена.
Ведь, как известно, в нынешнем году в Румынии должна быть введена в строй американская база ПРО наземных ракет-перехватчиков, пусковые установки которых, кстати, можно использовать и для пуска баллистических ракет. Что, по сути, является прямым нарушением американцами Договора о ракетах средней и меньшей дальности.
http://nvo.ng.ru/concepts/2014-09-05/1_washington.html Аналогичный объект к 2018 году должен появиться и в Польше.
http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2350062 Являются ли они угрозой для России? Да, поскольку способны частично нивелировать возможности ракетно-ядерного потенциала России, который является не средством нападения, а, прежде всего, средством сдерживания. А, когда противоположная сторона приходит к убеждению, что твои средства сдерживания неэффективны, то тогда возможно всякое.
Поэтому, помимо обозначенных выше мер противодействия, Россия готовит очередной «козырь» в этой игре.
Как сообщил заместитель генерального директора «Концерна Радиоэлектронные технологии» по НИОКР техники РЭБ и инновациям - генеральный конструктор Юрий Маевский, в России ведется работа по разработке мер противодействия создаваемой в Европе США системе противоракетной обороны в плоскости радиоэлектронной борьбы.
«Размещение элементов глобальной ПРО в Европе производится в рамках реализации США доктрины «быстрого глобального удара», призванной обеспечить «безнаказанное» уничтожение меча стратегических ядерных сил России - межконтинентальных баллистических ракет (МБР) шахтных и подвижных ракетных комплексов на траекториях их полета к целям», - напомнил Маевский.
Он добавил, что «с учетом этого принятие ответных мер по парированию угрозы ЕвроПРО для наших МБР, в том числе лежащих в плоскости РЭБ, является необходимым вынужденным шагом, и эти меры прорабатываются в КРЭТ».
«Вдаваться в детали вопроса пока преждевременно, а вот перевод его в практическую плоскость, я имею в виду создание и поставки необходимых высокоэффективных средств и комплексов РЭБ различных видов базирования, зависит от воли «Заказчиков». КРЭТ к этому готов», - сказал он.
http://ria.ru/defense_safety/20151029/1310112382.html Кстати, спешу успокоить оппонентов относительно того, чья элементная база при реализации этих проектов ляжет в основу: российская или импортная?
Гендиректор «Радиоэлектронных технологий» Николай Колесов недавно сообщил, что КРЭТ должен завершить импортозамещение западных комплектующих для авиации в 2017 году. А аналогичная программа по украинским комплектующим для авионики и РЭБ должна завершиться в 2016-м. Как отметил Колесов, после реализации программы Россия никак не будет зависеть от западного импорта. Даже сейчас запасов комплектующих хватает для выполнения всех текущих заказов.
http://ria.ru/defense_safety/20150708/1120473711.html Так что в современной войне самое продвинутое и мощное оружие может решить, конечно, многое, но далеко не все. Но лучше бы ее вовсе не было. Во многом для того ведь и создаются эти военные нестреляющие новинки…