Беспилотные летательные аппараты в интересах российских Вооруженных Сил массово стали использоваться относительно недавно. При этом количество полетов беспилотной авиации в российской армии в 2014 году, по сравнению с 2013 годом, возросло в два раза, а налет «беспилотников» увеличился более чем в четыре раза.
Похоже, уже в недалеком будущем арсенал военного ведомства пополнится новым беспилотником, который будет обладать массой преимуществ по сравнению с зарубежными аналогами.
На днях Объединенная приборостроительная корпорация впервые показала фотографии российского разведывательно-ударного беспилотника на воздушной подушке «Чирок». Произошло это незадолго до открытия международного авиасалона МАКС-2015, где и должна состояться презентация этого детища Московского научно-исследовательского радиотехнического института.
Особенностью данного беспилотника является шасси, выполненное на технологии воздушной подушки, что позволяет сократить длину взлетно-посадочных дистанций для «Чирка» до 100 метров. Причем, взлетать он сможет и на территориях с мягкими вязкими грунтами, где имеются неровности и заболоченная (водная) местность (с кочками до 20 сантиметров высотой или ямами шириной до метра).
Как ожидается, военные смогут применять беспилотник для разведки и в качестве ударного аппарата. «Чирок» способен подниматься на высоту в 6 тысяч метров, дальность его полета достигает 2,5 тысячи км, а после необходимых доработок беспилотник сможет перевозить бомбы, ракеты и высокоточные снаряды.
По заверению разработчика, обнаружение беспилотника «Чирок» в радиолокационном диапазоне спектра затруднено, так как корпус выполнен из легких композитных материалов. Кроме того, полет беспилотника практически бесшумен из-за тихих поршневых двигателей с винтами изменяемого шага.
Примечательно, что новый аппарат можно будет использовать не только в беспилотном, но и в пилотируемом режиме. В частности, он сможет перевозить людей в труднодоступные районы.
http://tass.ru/armiya-i-opk/2190309О разработке «Чирка» впервые сообщалось в 2014 году, а в январе 2015 года представители ОПК заявили, что два полноразмерных экземпляра аппарата готовы к испытаниям.
Максимальная взлетная масса аппарата - 700 килограммов, предельный вес полезной нагрузки - до 300 килограммов. Вооружение, в том числе управляемое, будет в нем размещаться не на внешней подвеске, а во внутреннем отсеке, что существенно уменьшит заметность беспилотника и улучшит его аэродинамические свойства.
При этом в середине июня на проводившемся в подмосковной Кубинке международном военно-техническом форуме «Армия-2015» гендиректор Московского научно-исследовательского радиотехнического института Юрий Невзоров сообщил, что уже 15 стран Западной Европы, Восточной Азии и Африки проявили интерес к аппарату на воздушной подушке «Чирок», официально запросив подтверждение его показа.
Россия сегодня в данном вопросе выступает в роли догоняющего. К безусловным лидерам в области разработки «беспилотников» небезосновательно относят США и Израиль. Значительного прогресса в деле создания «беспилотников» достиг и Китай, который активно развивает тематику не только разведывательных, но и ударных БПЛА.
Но интенсивность, с которой происходит разработка и внедрение отечественных дронов, позволяет надеяться на то, что и мы - не лыком шиты, а имеющееся отставание в этом вопросе от армий других государств может быть ликвидировано в течение ближайших нескольких лет.
А на коллегии военного ведомства по итогам 2014 года, сообщалось, что в указанный период в Вооруженных Силах было создано четырнадцать подразделений «беспилотников», в которые было поставлено 179 комплексов БПЛА. При этом было отмечено, что примерно столько же их было получено войсками за все предыдущие годы.