Импортозамещение в ОПК: жить захочешь - научишься

Jul 20, 2015 12:02



На сегодняшний день 826 образцов вооружения и военной техники, производимой для российских вооруженных сил, зависят от импортных комплектующих. Об этом в ходе состоявшегося на днях единого дня приемки военной продукции президенту Владимиру Путину доложил замминистра обороны России Юрий Борисов.
«В период с 2014 по 2025 годы спланировано к импортозамещению 826 образцов вооружения и военной техники. За первое полугодие 2015 года замещено украинских ПКИ в 57 образцах из 102 запланированных. Это более 55 процентов от годового плана», - сообщил Борисов.
«По комплектующим изделиям стран НАТО и ЕС выполнено импортозамещение по полному циклу в семи образцах из 127 запланированных», - добавил он.
http://tass.ru/armiya-i-opk/2124418
На других надейся, а сам не плошай. К сожалению, этот мудрый принцип в современной России одно время отошел на второй план, а сегодня за пренебрежение им приходится расплачиваться. В том числе - и отечественной «оборонке».
Почему так произошло, были тому различные причины: всеобщее «братание» с Западом и развал СССР, оставивший по разные стороны государственных границ промышленную кооперацию. Лихие 90-е, когда на глазах разваливались многие предприятия и НИИ, а вместе с этим происходила «утечка мозгов» и утрата промышленных технологий. Доступность альтернативных комплектующих на международном рынке породила «расслабон» собственных возможностей по их разработке и производству. И до поры до времени всем было хорошо, покуда не случились эти пресловутые санкции.
Великой трагедии из произошедшего делать, конечно, не стоит. Хочешь жить - умей вертеться. И для многих разработчиков и производителей российского ОПК нынешняя ситуация, при серьезных объемах выделяемых на перевооружение средств, - неплохой шанс для качественного рывка вперед.
Пока же, как ранее заявлял Юрий Борисов, риски импортозамещения делятся на украинские и все остальные. Если говорить про Украину, то сегодня, по его мнению, вероятность влияния украинского фактора на темпы реализации Государственной программы вооружений нулевая.
«Там были две позиции, которые достойны внимания. Это авиационные и вертолетные двигатели, выпускаемые компанией «МоторСич», а также двигатели для флота, выпускаемые компанией «Зоря - Машпроект». Для линейки новейших корветов и сторожевых кораблей, мы фрахтовали газотурбинные установки с Украины… Но вместе с тем, мы своевременно запланировали мероприятия по воспроизводству таких двигателей на российских предприятиях «Сатурн» и «Звезда». Планируется, что они начнут выпускаться к 2018 году. Здесь есть риски потери темпа на один год, то есть мы будем «сдвигать вправо» два или три корабля. Что касается «МоторСич».... Мы уже наладили производство двигателей на заводе Климова в Санкт-Петербурге. Производство там создано, только придется нарастить динамику выпуска климовской продукции. Сейчас там выпускается от 50 -150 двигателей, а теперь нам нужно будет увеличить эту динамику и возможности такие есть. Зависимость от украинских поставок была только в запчастях и комплектующих, которые были разработаны в лучшем случае в конце 80 годов», - отметил он.
Что же касается западного фактора, то он, по мнению замминистра обороны России, на ГПВ влиять будет абсолютно точно. В первую очередь, это электронная компонентная база. Причем она с особыми требованиями, это космические компоненты, и военные компоненты. Рынок радиационно-стойких компонентов, потребителями которых являются космические предприятия и ядерщики, стабильный и небольшой по емкости.
При этом, отметил Борисов, технологии эти хорошо известны в России. Он считает, что российская промышленность, поднатужившись, к 2020 году, где-то на 90 процентов зависимость от радиационно-стойких компонентов в состоянии снять.
«По остальным компонентам будут проблемы. Вариантов для их замещения несколько. Это либо изменение логистики поставки. К примеру, поставлять не напрямую, а через третьи станы, либо закупка у других поставщиков. Китай, Малайзия, Сингапур могут делать всю необходимую нам линейку. Это в принципе может гарантировано парировать эти риски. Эти риски, конечно проблемнее, чем украинский фактор, но и они не катастрофичны и в принципе при должном планировании и учете они могут быть пройдены», - полагает чиновник.
http://www.mk.ru/politics/2015/02/23/minoborony-k-koncu-2015-goda-dolya-novykh-vooruzheniy-v-rossiyskoy-armii-prevysit-30.html
Выступая недавно на «правительственном часе» в Госдуме РФ вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что технологическая зависимость российского ОПК от Украины будет полностью преодолена у 2018 году. Он также отметил: «…Что касается стран НАТО и Европейского Союза, здесь показатель следующий: 571 образец мы должны будем уже заменить к 2018 году. Это всего 89 процентов всей той работы, которую надо провести. Всего 640 образцов вооружений и военной техники были зависимы от поставок импортной комплектующей стран Европейского Союза и НАТО».
В то же время, что касается радиоэлектронной отрасли, как сообщил гендиректор российского концерна «Радиоэлектронные технологии» Николай Колесов, КРЭТ должен завершить импортозамещение западных комплектующих для авиации в 2017 году. А аналогичная программа по украинским комплектующим для авионики и РЭБ, как ранее сообщалось, должна завершиться в 2016-м. Как отметил Колесов, после реализации программы Россия никак не будет зависеть от западного импорта. Даже сейчас запасов комплектующих хватает для выполнения всех текущих заказов.
http://ria.ru/defense_safety/20150708/1120473711.html


Нынешняя ситуация с импортозамещением в российском ОПК во многом напоминает уроки плавания, которые русскому поэту Сергею Есенину в детстве давал его дядька, выбрасывавший племянника с лодки в реку. Как говорится, жить захочешь - всему научишься. И любая сложность - это, помимо всего прочего, еще и шанс для качественного рывка вперед. Что для человека, что для промышленности.

Рогозин, НАТО, радиоэлектроника, ЕС, Борисов, Украина, ОПК, импортозамещение

Previous post Next post
Up