Никогда мы не будем братьями?

Jun 23, 2015 02:01



Честно говоря, мне как-то «параллельно», когда я вижу на дороге машину с украинскими, молдавскими или какими-либо еще «иностранными» номерами. Едет себе - и едет. Лишь бы не борзел за рулем. А так - какая разница, что его на наши российские дороги привело: поиск заработка ли, или родственников проведать решил, или еще что.
Про политику с этими «иностранцами» (самому от этого термина смешно) тоже предпочитаю при встречах не говорить: есть куда более интересные темы, не разобщающие, а объединяющие людей. На почве политики куча моих знакомых уже переругалась вдрызг со своей украинской родней и друзьями, а в итоге чего, собственно, добились? Ни-че-го. Я со своими украинскими приятелями и знакомыми взял себе за правило: не касаться этого вопроса. Кто был из них поумней, независимо от своих майдановских пристрастий, тот и сейчас со мной. Кого из них потянуло собачиться - получил адекватный ответ, о чем мне сейчас жалеть не приходится. Но таких среди моих знакомых оказалось меньшинство.
В связи с этим любопытными выглядят данные недавнего совместного исследования российского Левада-Центра и Киевского международного института социологии (КМИС).
«Плохо» и «очень плохо» сейчас к «незалежной» относятся 59 процентов опрошенных социологами россиян против 26 процентов, заявивших о хорошем отношении к этому государству. Столь существенное ухудшение произошло всего за год. В январе 2014 года о «хорошем» и «очень хорошем» отношении к Киеву заявляли 66 процентов россиян, а 26 процентов - о «плохом» и «очень плохом».
Аналогичные показатели демонстрирует и другая сторона - по подсчетам КМИС, о «плохом» и «очень плохом» отношении к России сейчас говорят 56 процентов опрошенных украинцев. Чуть меньше трети из них (30 процентов) продолжают относиться к нашей стране «хорошо» и «очень хорошо». Годом ранее этот показатель был выше в два с половиной раза - в феврале 2014 года, до воссоединения России и Крыма, тепло к Москве относились 78 процентов украинцев. В целом отрицательно тогда высказывались всего 13 процентов.
Социологи показывают, что в своих ответах россияне все-таки разделяют жителей Украины и ее руководство. Так, если спросить у россиян мнение об отношении к населению этого государства, то плохим его назвали только 25 процентов респондентов. 56 процентов опрошенных, напротив, сказали, что непосредственно к гражданам Украины они относятся хорошо. А к украинскому руководству, судя по опросу, есть действительно сильное негативное чувство. Добрым свой взгляд на киевские власти назвали лишь 6 процентов, тогда как 86 процентов обозначили его как совершенно противоположный.
Между прочим, как выявил совместный опрос, довольно отчетливо россияне и украинцы разделись теперь по симпатиям к США. 73 процента опрошенных в России говорят о плохом в совокупности мнении об Америке. Позитивно к ней настроены 15 процентов, а еще 12 процентов не знают, что и сказать. Большинство же респондентов из Украины (54 процента), напротив, США сильно симпатизируют. Только менее четверти (22 процента) говорят о плохом отношении к ним. И тут, что показательно, весьма много тех, кто не определился по поводу Америки, - и это каждый четвертый участник опроса.
Любопытно, что россияне сейчас, как и годом ранее, в большинстве своем (54 процента) хотят открытых границ с Украиной - без виз и таможен. Число сторонников закрытия границ за год увеличилось на 10 процентов, но по-прежнему составляет менее трети опрошенных (30 процентов). Несколько снизилось, до 10 процентов, число тех, что вполне рассчитывал бы на объединение России и Украины в одно государство. Пик (28 процентов) был в феврале 2014 года - в начале операции по присоединению Крыма.
Украинцы же разделились по поводу границы с Россией примерно поровну. 46 процентов за открытую, 45 процентов настаивают, что границу необходимо закрыть, ввести визы и полноценный таможенный контроль. Число же сторонников объединения в одно государство в Украине достигло абсолютного минимума в 2 процента. Между тем в феврале 2014 года за открытые границы там выступали 68 процентов, а за объединение наших стран высказывалось12 процентов. Правда, максимум у этого показателя был в мае 2009 года, когда за новый союз выступали 23 процента респондентов.
Кстати, вполне реальной в общественном мнении выглядит и перспектива войны между Россией и Украиной. О наличии таких опасений социологам рассказали 49 процентов опрошенных россиян, впрочем, у 46 процентов их пока нет. Стоит отметить также, что по сравнению с июлем 2014 года этот показатель серьезно снизился - ведь тогда о своей тревоге на этот счет говорили 68 процентов респондентов. Не опасались войны год назад 26 процентов. В опросе, проведенном КМИС, исследований украинского мнения о возможности войны нет.
http://ng.ru/politics/2015-06-22/3_kiev.html
Но, применительно к войне на юго-востоке Украины, интересны результаты недавнего опроса, проведенного в мае украинским Центром социальных исследований «София» . Это исследование показало, что около половины украинцев называют приоритетной задачей для власти прекращение войны на востоке Украины.
При этом более 60 процентов респондентов считают, что войну нужно прекратить даже путем отказа от территорий самопровозглашенных республик, однако при этом подавляющее большинство не одобряет официальное признание независимости ДНР и ЛНР.
Согласно данным социсследования, из 12 предложенных ключевых задач для власти 48,5 процента опрошенных назвали приоритетным прекращение войны. На втором месте - задача "улучшения экономической ситуации и создания рабочих мест" (15,6 процента).
Большинство (61,8 процента) опрошенных считает, что главное - прекратить войну, даже если придется отказаться от "оккупированных территорий". Доля тех, кто выступает за продолжение военных действий до полного освобождения Донбасса, - 22,9 процента.
45,2 процента опрошенных считает возможным пойти на определенные уступки в ходе переговоров с целью прекращения войны в Донбассе и нормализации отношений с Российской Федерацией. В то же время, 38,6 процента респондентов придерживаются мнения, что на уступки идти нельзя.
Относительно оценки действий власти по прекращению войны в Донбассе лишь 12,2 процента опрошенных считают, что президент и правительство делают все от них зависящее, чтобы прекратить вооруженный конфликт. Треть (33,5 процента) респондентов придерживается мнения, что власть для этого "практически ничего не делает". 48,7 процента опрошенных склонны думать, что власть "кое-что делает, но этого явно недостаточно".
Кроме того, респондентам предложили оценить приемлемость определенных мер, цель которых - способствовать прекращению войны и нормализации отношений с Россией. Ни один из предложенных вариантов не набрал большинства голосов, при этом чаще других указывались пересмотр Соглашения об ассоциации с Евросоюзом и создании зоны свободной торговли (в той или иной степени приемлемым считают эту меру 36,5 процента опрошенных); подтверждение внеблокового статуса Украины и отказ от вступления в НАТО (35,5 процента).
http://www.interfax.by/news/world/1185827
Соцопрос - это, конечно, не всенародный референдум, который позволяет выявить мнение той или иной нации по тому или иному вопросу, чтобы фактически навязать волю народа политикам. Не потому ли в последнее время они так этих референдумов боятся?
Но и эти социологические исследования зачатую показывают тот срез настроений общества, на который и стоило бы ориентироваться. Только для политиков понятие «стоит» не означает - «обязаны».
Поэтому все продолжается по-старинке: «Когда паны дерутся, у холопов лбы трещат».

опрос, мнение, референдум, Россия, Украина

Previous post Next post
Up