«Баргузин»: поезд со спецгрузом для Америки

May 05, 2015 16:21

Создание в России нового БЖРК идет по плану


Заказное убийство легенды
Почти 10 лет назад - 23 августа 2005 года под Костромой произошло событие, которое, казалось, поставило жирный крест на одной из самых уникальных советских военных разработок - боевом железнодорожном ракетном комплексе (БЖРК).
В этот день, естественно, без почетных гостей и обилия журналистов (как говорится, не тот повод) из боевого состава Ракетных войск стратегического назначения был выведен последний ракетный поезд. К тому времени места постоянной дислокации с трех ракетных дивизиях (под Пермью, Красноярском и Костромой) БЖРК не покидали уже 12 лет: в начале 1990-х годов политическим руководством страны в лице М.С. Горбачева было заявлено о приостановке (в одностороннем порядке) выхода БЖРК на маршруты патрулирования для несения боевого дежурства. Но при этом до вывода их из боевого состава РВСН они продолжали нести боевое дежурство.
Поезда несли по три ракеты РС-22, в СССР получивших название «Молодец», а на Западе - «Скальпель».
Максимальная дальность полета этой ракеты, которая несла 10 боевых блоков общей массой 4 тонны, составляла 10 тысяч километров.
В состав комплекса входили три пусковые установки, командный пункт, вагоны для систем жизнеобеспечения и личного состава боевых смен. При этом боевое патрулирование в автономном режиме могло проходить по месяцу. И за все это время из поезда имели право выходить только командир полка, осмотрщики вагонов и караул. Остальным приходилось довольствоваться изображениями пейзажей, наклеенных на муляжи окон.
За сутки этот ракетный поезд мог преодолеть расстояние в тысячу километров, оставаясь невидимым для спутников.
Каждый вагон с пусковой установкой имел раздвижную крышу и специальные системы, отводящие контактные провода перед пуском ракеты. Пуск ракеты мог осуществляться как с любой точки маршрута патрулирования, так и непосредственно на станции базирования. Хотя на земле его все-таки отличали от других подобных составов три локомотива (исключительно - тепловозы, чтобы не зависеть от электросетей), и увеличенное количество колесных пар на вагонах, в которых располагались ракеты. Как-никак, стартовая масса каждой из ракет составляла 104 тонны. Но подобные нюансы являлись уделом узкого круга специалистов. В остальном же это был обычный поезд с вагонами-рефрижераторами.
Всего промышленностью было выпущено более 200 ракет РС-22 всех модификаций, включая ракеты шахтного базирования. Их серийное производство было развернуто на Павлоградском механическом заводе Днепропетровской области, а выпуск железнодорожных пусковых установок - на Юргинском машиностроительном заводе в Кемеровской области.
Так, едва получив путевку в жизнь (на вооружение БЖРК был принят в конце 1987 года), всего лишь через несколько лет ракетные поезда перестали выходить на дальние маршруты, а потом и вовсе были отправлены на утилизацию, превратившись в легенду. Павлоградский завод к тому времени уже вовсю клепал троллейбусы…
Ликвидация самих ракет происходила под Пермью, а пусковых установок - под Брянском, в присутствии американских инспекторов. Под контролем заморских гостей происходило удаление из железнодорожного вагона установочно-пускового механизма; разделка рамы установочно-пускового механизма, на который крепится и поднимается МБР в местах не являющихся узлами соединения на две приблизительно равные части; удаление аппаратуры обеспечения пуска ракеты, включая навесные приборные отсеки из железнодорожного вагона; разделка железнодорожного вагона в местах не являющихся узлами соединения на две приблизительно равные части.
При этом каждый из участников мероприятия получал «на добрую память» такие вот, запаянные в целлофановый пакет, «сувенирчики» в виде фрагмента пусковой установки:


Не приходится сомневаться: лучшего подарка для американских инспекторов и придумать было нельзя!


К началу 2007 года программа ликвидации БЖРК была завершена; всего с 2002 года было ликвидировано 34 железнодорожных мобильных пусковых установки.

Все только начинается!
Разговоры о том, что БЖРК ушел, но «обещал вернуться» , пошли несколько лет назад. Когда окончательно стало ясно, что американцы вышли из договора по ПРО и не намерены в вопросах размещения своих противоракетных систем в Восточной Европе и других, прилегающих к российским границам регионах, прислушиваться к мнению России.
Сперва эти разговоры имели характер неких намеков, но уже в конце 2013 года командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев заявил, что проект нового БЖРК «Баргузин» будет реализован к концу текущего десятилетия, а ракета для него будет создана на базе существующей твердотопливной новейшей ракеты РС-24 «Ярс».
И вот на днях заместитель министра обороны России Юрий Борисов сообщил, что эскизный проект боевого железнодорожного ракетного комплекса "Баргузин" готов. "Баргузин" в составе до пяти ракетных полков поступит на вооружение одной из ракетных дивизий РВСН до 2020 года. В отличие от предшественника - БЖРК "Молодец - новый комплекс ничем не будет отличаться от обычного железнодорожного состава, - заявил Борисов.
Если учесть, что стартовая масса того же «Ярса» составляет менее 50 тонн, в отличие от 100-тонного «Молодца», то, видимо, никаких дополнительных колесных пар на вагоны с пусковыми установками нового ракетного комплекса не понадобится. Кроме того, по сравнению со своими предшественниками, «Ярс» обладает существенно улучшенными боевыми и эксплуатационными возможностями. Достигнуто это за счёт адаптации боевого оснащения к условиям противоракетной обороны, повышения характеристик мобильности и скрытности от технических средств разведки.
При этом каждый ракетный поезд "Баргузин" будет вооружен уже не тремя, а шестью межконтинентальными баллистическими ракетами, современными средствами маскировки, радиоэлектронной борьбы и защиты от террористов.
http://rg.ru/2015/05/04/poezd-site-anons.html
Кстати, что касается возможностей средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), применяемых в интересах РВСН, то на днях в СМИ появилась весьма любопытная информация. Источник в российском военном ведомстве сообщил «Интерфаксу-АВН», что на вооружение российской армии поступают средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ) нового поколения, способные нейтрализовать современные системы высокоточного оружия вероятного противника.
«Батальон радиоэлектронной борьбы, оснащенный новыми техническими средствами, способен запросто прикрыть участок местности размером сто на сто километров. Внутри этого района противник не сможет вести радиотехническую и радиолокационную разведку, применять с заданной точностью высокоточное оружие, например, крылатые ракеты», - сообщил собеседник агентства.
Он отметил, что ряд новых систем, в том числе мобильные комплексы радиоэлектронной борьбы «Красуха-4», успешно противодействуют средствам космической разведки потенциального противника.
«Красуха-4» успешно работает по американским спутникам радиолокационной разведки класса «Лакросс», которые предназначены, в частности, для слежки за позиционными районами подвижных грунтовых комплексов «Тополь» или «Ярс», - сказал собеседник агентства.
Он напомнил, что спутники радиолокационной разведки способны вести наблюдение «сквозь облака». «Наши станции РЭБ способны такой спутник отыскать и поставить необходимую защиту», - сказал собеседник агентства.
Так что есть основания предположить: новый БЖРК «Баргузин» станет для средств обнаружения и поражения наших «заклятых друзей» еще более неуязвимым, чем его предшественник. А если так, то в начале следующего десятилетия он сыграет свою существенную роль в вопросах обеспечения стратегического сдерживания, являясь своеобразным ядерным щитом России. Но, если будет надо, он превратится в меч. К чему, в принципе, никому в мире стремиться не стоит.

ракетный комплекс, США, РВСН, МБР, "Баргузин", БЖРК, Каракаев, ликвидация

Previous post Next post
Up