Dec 13, 2011 20:27
Любопытно заметить, что в гипнопедической речи отмечаются более часто физиологические паузы. Отсутствие перепадов в частоте .основного тона, интенсивности произнесения и времени звучания способствует не пробуждению человека во время подачи ему информации в естественном сне. Здесь уместно напомнить правильные соображения Всеволодского-Гернгросса о том, что интонация вообще явление звуковое, что она служит чисто физическим фактором воздействия, но когда к тому же она выражает душевное состояние и движение, а подчас понятие и представление, то является уже фактором психологического воздействия. Данное положение Всеволодского-Гернгросса может быть отнесено и к гипнопедической интонации с учетом того, что гипнопедическая речь в самой минимальной степени побуждает спящего выражать душевное состояние и движение, а закрепляет в его памяти понятия и представления, полученные в бодрствующем состоянии. Одновременно интонация не перестает быть фактором физическим и мы воспринимать ее можем только физиологически. В связи с этим Всеволодский-Гернгросс и поднимает вопрос о необходимости изучения воздействия на человека тех или иных звуковых явлений. Видя в интонации специфический колебательный раздражитель, Всеволодский-Гернгросс правильно подметил, что крутизна волны раздражения, ее внезапность, непостоянство все это возбуждающие факторы. Раскрывая затем изложенное в применении к звуку речи, к интонации, Всеволодский-Гернгросс отмечает, что монотонная мелодия, однообразная интонация, которую наблюдаем, например, в колыбельной песне, в чтении вслух, в тиканье часов и мерном стуке колес вагонов, действуют усыпляюще.