Белогорье-2014, часть 1: общие впечатления и дорожные заметки

Aug 15, 2014 19:04

Ну что ж, вот я и вернулся из двухнедельной поездки по исторической Родине, Белогорью. Поездка эта получилась не совсем такой, какую я ожидал... но это вовсе не плохо, я лишь констатирую факт)

Сегодня пойдёт речь о кратких впечатлениях от посещения Белогорья, а так же о наблюдениях по дороге туда и назад в Петербург.




Итак, почему поездка оказалась несколько неожиданной. Я собирался в этот раз как следует покататься по известными посёлкам и любопытным городам Белгородской и Воронежской областей, увидеть не мельком, а как следует многие знатные места Черноземья, множество раз их сфотографировать и показать вам. Тем более, что и времени на это была масса, без малого две недели. Но сложилось всё несколько иначе... Точнее - совсем иначе...

Надо же было такому случиться, что именно на эту поездку выпала необходимость решать массу общих семейных вопросов (а ведь именно там сосредоточена огромная масса моих родственников), да и сам факт того, что все они, впервые за много лет, наконец-то были дома и ежедневно стремились встретиться. А вы сможете представить себе количество моей родни там, если я вам вот что расскажу: однажды на простом Дне Рождения в посёлке под Белгородом собралось почти 50 человек с моей фамилией, и все были достаточно близкой роднёй - не было никого дальше троюродных!

Разумеется, я решил этим моментом воспользоваться и посетил чуть ли не всех, кого только мог. Взяв с них "расписку", что в следующий раз они помогут мне по-максимуму посетить ВСЕ интересные места, которые только есть в Белогорье. А пока получился такой родственный визит с элементами туризма. Но и это оказалось весьма недурно) В подробностях я о нём и расскажу в ближайших нескольких публикациях, ну а сегодня речь пойдёт о дороге.

Я, как это обычно и бывает, ездил на Белогорье поездом. Причём, исходя из нумерации, одним и тем же, туда это был поезд РЖД №81, обратно - №82. Время в пути - в районе 18-ти часов плюс/минус (в зависимости от направления движения) 40 минут.

Признаюсь честно, я поезда люблю. Какие бы косяки ни сопровождали железнодорожный транспорт, именно он (исключая, пожалуй, только автомобиль) позволяет наилучшим образом рассмотреть все места по пути следования из пункта А в пункт Б. Тут сложно, например, не согласиться с griphon_275, который как-то писал, что самолёт - это даже в некоторой степени "жульничество", потому как ты быстро перемещаешься из одной точки в другую, а это мешает полностью прочувствовать расстояния, те края, которые пересекаешь на пути к цели. Заметьте, я, при этом, всё-таки очень люблю гражданскую авиацию. Но не признать, что у поезда есть в плане путешествий свои плюсы, тоже не могу.

Впрочем, не буду кривить душой, если бы мне было не жалко заплатить цену билета в вагон СВ, я бы полетел в Белгород на самолёте... Но мне было жалко, а потому я за две с лишним тысячи ехал в плацкарте по очень, надо сказать, интересному маршруту.

Путь начался в 15:47 с Московского вокзала:




Надо сказать, что оба раза мне чрезвычайно повезло. И туда, и назад я ехал в новых вагонах. Если кто не знает, как их можно отличить снаружи, то вот вам подсказка: у новых окна в дверях овальные. Увидев такие в своём вагоне, немедленно начинайте радоваться)




Почему? Да много почему. В таких вагонах установлены кондиционеры (да-да, в плацкарте РЖД!), полки там чуточку пошире обычных, постельное бельё или совсем новое, или прямо-таки идеально выстиранное и отглаженное. В каждом купе есть розетки на 220 вольт, которыми можно пользоваться в любой момент движения поезда, так что теперь точно не придётся среди ночи проситься с телефоном к проводнику или часами сидеть на мусорном баке у туалета, если зарядить нужное вам устройство заранее было негде. Кроме того, новые вагоны оснащены туалетами с системой биоочистки, которыми можно пользоваться на стоянках. Учитывая, что, например, в Орле на обратном пути наш поезд стоял 46 минут, это тоже очень удобно. А уж о "вечных" санитарных зонах вроде Москвы, в которой она раньше тянулась чуть ли не час, вы и сами хорошо знаете... Был очень рад, что мне в этой поездке подобная лабуда не попалась.

Жаль, что таких вагонов пока не большинство, их в целом ещё не очень-то и много... На фирменных поездах такими стали уже практически все вагоны, а вот на обыкновенных - увы... Например, на обратном пути только наш вагон во всём плацкарте был новым. Можете себе представить мою радость, когда я заметил, что именно мой вагон - новенький и с кондеем :)

А ещё эти вагоны очень чистые, видно отсутствие десятилетий эксплуатации, при котором даже постоянные чистки не помогают вычищать всю оседающую пыль с грязью. Вот вы давно последний раз видели столь чистые подоконники в плацкарте РЖД? Вот и я давно, а тут увидел)




Отдельно скажу о туалетах. Регулируемый напор воды (можно сделать даже так, чтобы она текла не всё время, а при нажатии, но всё по вашему желанию, можете лить её как в любом домашнем кране), большой запас обыкновенного и жидкого мыла, туалетной бумаги и бумажных полотенец, чистые туалетные комнаты и, собственно, сами туалеты - РЖД удивляет всё приятнее с каждой поездкой)













Впрочем, ладно, не буду продолжать нахваливать вагон, а то вы меня ещё в рекламе заподозрите) Ну просто правда, есть с чем сравнить, и я понимаю, что РЖД - далеко не худший вариант на фоне множества железных дорог других стран. Тем более, что очевидны тенденции, о чём я уже сказал, к повышению уровня комфорта и качества обслуживания. И это хорошо.

Но перейдём к самим поездкам, тем более, что о них можно сказать многое.

Маршрут поездок вы, если интересно, можете просмотреть (как по графику движения, так и по карте) вот здесь: туда и обратно. Я же словами расскажу, на что лучше всего обратить внимание.

Мы тут заметили, что этот маршрут объединяет все три ратных поля России - мимо Прохоровки он непосредственно проезжает (и о ней будет сказано ниже), пересекает насквозь Московскую и Тульскую область, и от маршрута движения поезда какие-то десятки километров остаются до Бородинского и Куликова полей. Интересно, не правда ли?

Кроме того, у этого маршрута есть и интересная литературная составляющая. В нескольких минутах от въезда в Тулу со стороны Орла располагается платформа "Ясная Поляна". Разумеется, поезд на ней не останавливается, но разве это делает менее значимым факт пребывания тебя в момент поездки в посёлке, где свою жизнь провёл, где вдохновлялся и писал Лев Толстой?!

Начинается путь на Белогорье по основному ходу Октябрьской Железной Дороги. Если по-человечески - по ЖД-магистрали Петербург - Москва. Именно в Москве, к слову, находится середина маршрута Петербург - Белгород.

Деревеньки Петербурга сливаются с Новгородчиной, даже и не замечаешь, где одни переходят в другие...




image Click to view



Первая остановка - как и обычно в Малой Вишере. Решил из окна сфоткать электричку, а HDR красиво "смазал" пути под платформой)




Как известно, нынче расписание движения поездов (и многих электричек, что пассажиров изрядно раздражает, кстати говоря...) скорректировано для удобства перемещения скоростных поездов "Сапсан". Уже давно на всех платформах, мимо которых он проносится, установлены предупреждающие знаки, а также таблички, как на фото ниже. Но на том же фото (сделано в Окуловке) видны и крепления в середине платформы, которых я раньше не припомню. Насколько я понимаю, они тоже установлены для безопасности, чтобы пассажиров не утянул с собой или не сбросил с платформы вихрем воздуха "Сапсан", пролетая мимо неё:




Поезд двигался всё дальше, а у меня появлялись первые наблюдения по ходу движения. Обратил внимание, например, что Вышний Волочёк - совсем уж скромный город, в котором домов больше двух этажей чуть ли и нету совсем. Зато там имеется красивейший храмовый комплекс, видимо, сохранившийся с давних времён, а не новодельный.

Увы, далеко не всё по пути я смог сфотографировать, так что временами буду давать ссылки на внешние ресурсы, рассказывающие об интересных местах, о которых буду упоминать. Например, оказалось, что тот "храмовый комплекс" - Казанский монастырь.

В Тверской области вообще во многих местах удивительным образом ощущалось, что (по крайней мере, хочется в это верить) для людей - главное. Во многих маленьких городках и посёлках стоит масса уютных, но небольших и скромных домиков, ухоженных, но совсем не вычурных. А рядом с ними стоят огромные величественные древние соборы. Впечатляет, очень!

Отдельно скажу о Лихославле. Город из окна мне понравился, удалось увидеть несколько, видимо, ещё имперских домов и древний мазаный храм. Если вдруг повезёт, побывал бы там отдельно.

А ещё я в Тверской области впервые видел сдвоенный "Сапсан". Интересно, в таком виде у него сильно падает скорость?

Только в пригороде Твери, кстати, стали появляться относительно богатые дома, в местах подальше от неё, как я уже говорил, уровень жизни и материальных претензий местных, видимо, ниже. Ну а уже на самом въезде в город видел Её! Ещё узкую, маленькую, спокойную, не очень похожую на себя, но такую прекрасную - Волгу! Мурашки бегали по коже, когда я ждал встречи с ней. И устроили пляски на теле, когда мы встретились! Поскорее бы увидеть её по-настоящему, стоя на берегу, а то и руки в ней омыть!

Далее и вовсе у меня было два часа эйфории. Я в следующий раз расскажу, чем она была вызвана, а пока просто поверьте на слово - Москва прекрасна, это очевидно даже ночью и даже из окна поезда!

И даже корявое ночное фото с Курского вокзала не может испортить о ней впечатления)




После выезда из столицы я планировал поспать, да вот не получилось... Сильно разболелась голова, да и потом, путь в 2 часа до Тулы представлял собой просто как-то раллийный спецучасток! Ночью, как известно, поезда набирают высокую скорость, и их нередко потряхивает при движении. Но я не припомню, чтобы поезда ТАК ТРЯСЛО! Не понимаю, как там кто-то мог спать.

В 5 утра встал с кровати, нашёл, наконец, таблетку от головы, а заодно посмотрел на спящий Орёл. Городок уютный, интересный, а вот платформы на вокзале ему не соответствуют - маленькие, раздолбанные, словно на заштатной станции, а не в областном центре...

В Орле мне запомнились обилие элеваторов и аист на столбе сразу по выезде из города)




Проспав за ту ночь жалких полтора часа, проснулся под Курском. Множество пассажиров выходило именно там, что автоматом создало суету и шум, вот я и проснулся. Проснулся и посмотрел на красивейший вокзал, на широкие просторы интересного для будущих посещений города:




На обратном пути, кстати, удалось ещё лучше рассмотреть город и его прекрасный вокзал! Барельефы, яркий красный цвет стен, большие золотые буквы - великолепно!







image Click to view



Кстати, об обратном пути. Начался он с, простите, ляпа на вокзале Белгорода. На табло внутри зала ожидания верно были указаны номер поезда на Петербург и платформа отправления. А вот на самой платформе было написано, что это - вроде как ныне упразднённый поезд Украинской Железной Дороги №144, который ходил в Петербург из... Донецка. Можете представить себе наше, мягко говоря, смущение. И не только наше... Непрофессионально так работать, господа!

Впрочем, это был чуть ли не единственный казус обратного пути, неприятный, но разрешённый быстро и положительно.

Первой станцией по пути из Белгороде является Прохоровка. Да-да, та самая, навсегда вписанная в мировую историю крупнейшим танковым сражением. Сегодня это большой посёлок с немалым количеством населения, вокруг которого золотятся засеянные хлебом и подсолнухами поля... Даже и поверить трудно, какие жуткие события происходили на той земле 70 лет назад...

В Прохоровке существует целая цепочка мемориалов танкового сражения. Непосредственно на поле установлена звонница, и колокол на ней отпевает погибших на Курской дуге каждые 15 минут. Кстати, на куполе звонницы приведена соответствующая цитата из Священного Писания, от которой в тех краях кровь в жилах стынет: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих"...

Звонницу, как и многие другие части мемориала, прекрасно видно с железной дороги, вон она, слева по движению:




А с другой стороны был замечен красивейший храм Петра и Павла.

Проезжая по Черноземью, обращаешь внимание на то, что даже в небольших населённых пунктах имеются крупные, красивые вокзалы. Вот, скажем, Ржава в Белгородской области:




А вот - станция "Поныри" в одноимённом городке Курской области:




В нынешнюю поездку удалось хорошо рассмотреть Орёл. Я множество раз гулял по нему в окрестностях вокзала, потому как мои поезда часто стоят там очень долго. В этот раз мало что фотографировал, разве что памятник с фонтанчиком возле здания вокзала. С памятником, кстати, многие делали коллективные фото :)




А вот наблюдений в Орле было немало. Встретил интересный совмещённый пригородный поезд, в начале которого был стандартный вагон дизель-поезда, а к нему был присоединён рельсовый автобус. Вот уж не знаю, то ли они потом расцеплялись и следовали в разные места, то ли в Орле проблемы с подвижным составом, вот они и сцепляют воедино что попало, несмотря на несоответствие :)

На платформах за вокзалом (на прошлом фото там виден поезд для укладки рельсов) стояло два состава Украинских Железных Дорог, и как-то, честно говоря, ёкнуло в тот момент... Не скажу, в каком конкретно смысле, потому что и сам не знаю. Да и стоит ли что-то говорить... Поезда эти были: Москва - Днепропетровск и Москва - Донецк...

А за городом начались изрытые луга Орловщины, постепенно перешедшие в тульские просторы. И я почувствовал, что очень хочу там побывать основательно, погулять, всё посмотреть! Сделаем когда-нибудь!

Следом настал черёд всегда уютнейшего и заочно очень мной любимого Мценска, затем - Тулы с той самой Ясной Поляной, которые я всё никак нормально не рассмотрю, потому как бываю там только по ночам, когда уже очень темно... Потом я вконец устал, пытался заснуть, не смог... и снова встретил Москву. В этот раз уже не так ярко эмоционально, да и сонный я был страшно, зато удалось увидеть то, на что никогда даже не смотрел - Храм Христа Спасителя! И тут снова "торкнуло" как надо!)

Ну а уже утром почувствовал долгожданную прохладу наших мест, наши, честно говоря, немного унылые, а потому именно в прямом смысле до боли знакомые деревни, петербургские окрестности, и только тогда понял, что я дома. Приятное чувство :)

Чего у ЖД-путешествий не отнимешь - так это массы впечатлений, которые после них остаются. Пожертвуйте как-нибудь временем, сном и брезгливостью и отправляйтесь в путешествие на поезде, ещё по пути в пункт назначения наберётесь колоссальных впечатлений!

Ну и да, традиционное, но совсем не устаревшее пожелание под конец:
путешествуйте по России, это того стоит!

россия, белогорье, черноземье, путешествия, москва, фотопост, видео, жд, мыльница, мобилография

Previous post Next post
Up