Должен честно признаться в имеющемся у меня свойстве, которое несколько раз уже косвенно упоминал. И которое подчас вызывает пусть не негодование, но некоторое удивление даже в кругу моего довольно близкого общения. Это свойство можно философски интерпретировать полярным образом, но само по себе оно весьма существенно в отношении восприятия произведений искусства.
⠀
Свойство это - не дочитывать те книги, не досматривать те фильмы и сериалы и не доигрывать те игры, которые не вызывают такого желания.
⠀
Кто-то скажет, что так не развивается дополнительно чувство воли. С другой стороны, развивать его можно различными способами, а книг/фильмов/игр столько, что всей земной жизни на них не хватит. Потому нужно старательно отыскивать "свои", перелопачивая море произведений искусства. В котором при этом неизбежно будешь натыкаться на категорию "не моё". Не потому, что оные произведения плохи, просто - "не моё".
⠀
Всё это лирическое отступление, как вы уже догадались, как раз подходит к описанию моего восприятия мемуаров Владимира Набокова. К сожалению, их я так и не дочитал. А в процессе чтения прошёл извилистый путь от восхищения языком до откровенной скуки.
⠀
Для меня "Другие берега" оказались вовсе не тем, что я обычно привык читать о перипетиях первых десятилетий ХХ века. По идее, это даже характеризует книгу с лучшей стороны, ведь она приносит немало нового. И вроде бы это и правда так, но... ну, даже не знаю, как сказать. Как будто бы это не совсем то новое, какого я подсознательно ждал.
⠀
А что именно ждал, не могу и выразить. Ведь логично, что Набоков пишет о своей семье, немало времени уделяя личным воспоминаниям детства, и в целом концентрируется именно на персональных чувствах и мыслях. Но в них как-то очень мало, почти нет того "фона", исторически имевшего колоссальное значение, что меня чрезвычайно удивило. Ну и да, не стану кривить душой: слишком уж там много принимаемого как должное, пардон, холёного барства. Что нормально для происхождения Набокова. Но эмпатию у людей с совершенно другим опытом жизни вызывает не без проблем, требуя могучей фантазии.