На днях в Петербурге активно обсуждался запуск в качестве этакого общественного транспорта маршрута на "Метеоре" из Невского района в центр по воде. Как по мне, тут пока обсуждать нечего, потому что первые результаты проекта будут видны лишь к концу нынешнего сезона навигации. Хотя не стану скрывать: в его нынешнем виде я к перспективам реализации этого проекта отношусь очень скептически…
Сегодня же я предлагаю поговорить о транспорте более насущном - о метро. А именно - о довольно новых поездах "Балтиец", которые производятся в Мытищах и активно поставляются в Петербург для эксплуатации на самой загруженной и исторической первой (она же красная) линии метрополитена.
Как вы уже догадались из названия, у меня к этому поезду, к сожалению, очень много вопросов. И чем чаще я на нём езжу, тем больше этих вопросов возникает, увы…
Так совпало, что на минувшей неделе я ездил на "Балтийце" неоднократно, хотя прежде он мне попадался буквально один-два раза. Потому я наконец смог сформулировать своё мнение об этом поезде более-менее системно. И мнение это довольно грустное :( Сейчас я попытаюсь аргументировать, почему это так.
Начнём.
Нет, понятное дело, что обновление подвижного состава - вещь необходимая, что это полезно, здорово и отрадно. Однако обновление обновлению, очевидно, рознь.
Скажу для начала предельно полемически заострённую вещь:
Я считаю, что "Балтиец" на сегодня - худший поезд Петербургского метро. Да, хуже номерных и даже "Ежей", которым лет по 60, если не больше. Да, я правда так думаю.
Звучит претенциозно, не правда ли? Что ж, извольте, имею честь объясниться.
Что самое важное для пассажира? Относительные удобство и комфорт, возможность ехать с более-менее приятной температурой воздуха, минимум шума. И в последнем "Балтиец", надо отдать ему должное, хорош: это с отрывом самый тихий поезд в Петербурге, тут ничего сказать не могу. Эх, был бы он и в остальном столь же хорош!..
Вот, скажем, входная группа. Да, двери стали больше, и в теории это должно помогать пассажирам быстрее заходить в поезд и выходить из него. Но на практике открываются они довольно медленно, поэтому времени, я думаю, уходит в итоге примерно столько же, что и у более старых вагонов.
Но это так, чепуха, разница там никакая в любом случае. Есть вещи более неприятные.
Даже в номерных после ремонта, не говоря о "Юбилейных" или "НеВе", сделаны перегородки между пассажиром, сидящим на крайнем месте у выхода, и дверями. Это сделано для того, чтобы стоящий пассажир мог опереться на перегородку и, пардон, не висеть своей пятой точкой на плече у сидящего. Повторюсь, так сделано во всех новых поездах предыдущих поколений и уже даже во многих отремонтированных номерных. Как с этим обстоят дела у "Балтийца"? Да почти как в старину. Да, небольшая перегородка есть, но она даже до пояса стоящего пассажира среднего роста едва дотягивает. В итоге "приятный" опыт нахождения чужой, простите, задницы на твоём плече снова вернулся в метро. Надеюсь, эту оплошность исправят как можно скорее.
Многие считали главной проблемой "Балтийца" вентиляцию. И правильно. В те разы, что я ездил на этом поезде на минувшей неделе, поездки были далеки от комфорта, хотя ездил я ни разу не в часы пик. Было просто ОЧЕНЬ душно. Не знаю, стали ли в итоге ставить на самые новые вагоны "Балтийца" кондиционеры (кажется, собирались), но у тех, на которых ездил я, с температурой воздуха в салоне были просто ужасные проблемы. Серьёзно, даже на шумном "Еже" в итоге оказывается ехать приятнее.
Поручни. Тут тоже всё странно, потому что их даже меньше, чем в старых поездах. А уж с новыми моделями я и вовсе не сравниваю. Так, в "Юбилейных" на 3-й линии есть очень удобные поручни около входной группы, за которые можно держаться, когда в часы пик не пройти далеко от двери. Во многих составах есть ещё и дополнительные поручни на потолке. В "Балтийце" же, как в старых номерных или "Ежах", тебе при движении в середине вагона нужно держаться только за соседей, потому что ухватиться вообще не за что.
Дальше - больше.
Даже в номерных и "Ежах" есть поручни в углу салона. Можно пройти в самый его конец, к аварийной двери, и там комфортно держаться. Как вы думаете, есть эти вертикальные поручни у "Балтийца"? Правильно, нет. У бокового аварийного выхода расположена просто плоская стена. Хотите подняться с места, чтобы выйти, или просто ехать стоя и держаться? Ваши проблемы. Да, вы можете мне возразить, что поручень есть наверху, над сиденьем. Только вот сидящий пожилой пассажир до него не дотянется, когда будет вставать, а для стоящего прямо у аварийной двери он тоже почти бесполезен, потому что именно в этом месте поручень зачем-то изгибается и резко уходит вверх. В итоге часть пассажиров тут просто до него не дотянется (да, даже стоя), а других он при резком торможении не удержит, потому что рука хватается за него под неправильным углом.
Ну как, достаточно я привёл аргументов, или нужны ещё? Продолжим? Окей, добавлю ещё пять копеек.
Всё в той же боковой части вагона одного из сидячих мест нет. Вместо него расположен накопитель для стоящих пассажиров и установлена этакая подушка, на которую можно опереться. Само по себе это вполне нормально. Однако нужен ещё и поручень, ведь накопитель подразумевает, что там люди могут стоять не в один, а в два ряда, иначе зачем накопитель нужен, если людей там помещается столько же, сколько и на сиденьях, не правда ли? Так вот, поручень там есть. Но он - под потолком. Если ваш рост меньше 180 см, даже не пытайтесь до него дотянуться, у вас ничего не выйдет. Окей, можно сказать, что это было сделано, дабы те, кто стоят у стены и опираются на подушку, не бились о поручень головой. Но тут мы возвращаемся к предыдущему пункту - где тогда, собственно, горизонтальный поручень у аварийной двери, которого, как я уже сказал, в "Балтийце" нет?
На сиденьях я не сидел, но чисто визуально мне показалось, что они в лучшем случае не превосходят комфортом отремонтированные номерные. До удобства "Юбилейного" и "НеВы" им визуально далеко, поскольку сиденья "Балтийца" смотрятся значительно более аскетично. Впрочем, это - чисто внешнее впечатление, тут я легко могу ошибаться.
Кто-то скажет, что все высказанные претензии - мелочи. Да, во многом это и правда так. Но ведь именно из мелочей и складывается комфорт поездки. Для пассажира куда важнее не изящные экраны в центре вагона и у дверей, не разъёмы USB для зарядки гаджетов (весьма медленной, разумеется, потому что быстро любой гаджет может заряжаться только через зарядную вилку, это общеизвестно), а то, можно ли в вагоне не взопреть и нормально дышать во время движения, есть ли за что держаться, комфортно ли выходить и заходить. А по всем этим пунктам, повторюсь, "Балтиец" в моих глазах проигрывает вообще всем поездам, что сегодня есть в нашем метро.
Понимаю, что мой блог никак на ситуацию с выбором поездов для метро не влияет. Но не мог не выразить этакий крик души. Мне очень не хочется, чтобы пусть старые, но куда более комфортные для пассажира поезда менялись на "Балтийца". Очень красивого и снаружи, и внутри, но совершенно не дружелюбного и далеко не такого комфортного для пассажиров.
Особенно, кстати, сильно "Балтиец" контрастирует с новыми городскими трамваями и троллейбусами, которые лично мне очень нравятся. Тем сильнее ощущение огромной разницы между ними. К сожалению, не в пользу поезда метро.
P. S. Так сложилось, что я пока ни разу не был в метро Москвы. Было бы очень интересно проехаться на поездах "Москва" и сравнить их с "Балтийцем". Визуально они похожи, но их наполнение, вроде бы, довольно различно. Вот и любопытно было бы на личном опыте их сопоставить.
А вы ездили на "Балтийце"? Как вам?