Документальный сериал "Самые. Самые. Самые" и несколько слов о предыдущих фильмах Познера

Jan 20, 2019 12:55


Хочу ненадолго отвлечься от рассказа о путешествии по Псковской области, чтобы поделиться с вами свежими впечатлениями от другого, отнюдь не моего путешествия. В первые дни нового года состоялась премьера нового документального сериала Владимира Познера с участием Ивана Урганта (правильно, пожалуй, говорить именно так): он называется «Самые. Самые. Самые» и посвящён Норвегии, Швеции, Дании и Финляндии. Накануне вышла в эфир заключительная, 12-я, серия этого фильма, и я все эти серии уже посмотрел. О том, каково моё мнение о «Самых. Самых. Самых», я сегодня и расскажу.



Фотография отсюда: https://www.goodfreephotos.com/albums/finland/helsinki/helsinki-marina-and-port-at-dusk.jpg. *Первый канал, транслировавший сериал в своём эфире, запрещает копировать информацию с его сайта, потому обложки фильма и скриншотов из него в этом посте не будет, извините.



Итак, как я уже сказал, фильм (который, кстати сказать, можно посмотреть вот тут) посвящён Северной Европе. Я видел несколько документалок Познера, и не могу сказать, что все они мне понравились. «Одноэтажная Америка» была как раз из числа понравившихся, о чём я, впрочем, в блоге уже писал. А вот о «Тур де Франс» и «Германской головоломке» я, кажется, ещё не упоминал, но признаюсь, что большого восторга они не вызвали. Причём они, как ни странно, показались мне вполне едиными, несмотря на их очевидную противоположность. Дело в том, что, конечно, любой документальный фильм не лишён известной доли публицистичности, а всякий фильм вообще - самоочевидного авторского позиционирования. Но всё же документалка есть документалка, и с этой точки зрения оба указанных сериала я считаю неудачными, честно говоря. Повторюсь, по одной и той же причине: слишком уж субъективной, зашкаливающей субъективной авторской позицией. В случае с Францией это была абсолютная любовь, в случае с Германия - более чем понятная и объяснимая со стороны Познера, но всё же плохо скрываемая (а зачастую и вовсе не скрываемая) неприязнь и даже ненависть, основанные на недоверии к немцам и некоторой боязни их. Так уж случилось, что первый раскритикованный сериал я не досмотрел вовсе (и даже не очень хочу его досматривать, честно говоря: я восторгов по отношении к Франции отнюдь не испытываю, а потому мне было не вполне интересно, ну да это уже мои проблемы, конечно), а второй видел дважды, и потому должен сказать, что позицию Познера стал если не понимать, то чувствовать значительно лучше, конечно, однако по-прежнему не могу считать этот фильм именно что документальным. Это то самое личное мнение, о котором всегда на различных мероприятиях говорит сам Познер применительно к блогам: это неплохо, что у человека есть своё мнение и отношение что он может его выразить, но при чём тут журналистика и документальное кино?.. Догадываюсь, что лично Познеру нужно было, наверное, что-то такое снять, как бывает нужно писателю, так сказать, выписать из себя некие переживания и чувства. Понимаю, что сделать это, но не показать публике, учитывая дороговизну съёмки такого рода картин, тоже едва ли было возможно. Но если вы соберётесь смотреть «Германскую головоломку» - имейте это в виду заранее, поскольку лично я наткнулся на синдром обманутых ожиданий, полагая, что фильм будет таким же взвешенным, интересным и разнообразным, как сериал об Америке.

Новый же сериал мне показался именно таким, и это действительно радует. Я пока не видел все остальные документалки Познера, а потому не могу их как-либо оценить, но объединяет их все между собой и с сериалом о Северной Европе то, что это был рассказ о тех странах, с которыми Познер лично не связан, а потому, хочется надеяться, был в их оценке более объективным, чем в оценке США, Франции и Германии. Короче, да, теперь мне снова хочется посмотреть и другие сериалы цикла, хотя долгое время делать этого не хотелось - и эта перемена полностью связана именно с «Самыми. Самыми. Самыми». А уже это, в свою очередь, ярко характеризует новую картину, не правда ли?

Помимо того, что в новом сериале представлены самые разнообразные герои, да и в целом он смотрится весьма динамично (серии о Норвегии и Швеции я и вовсе смотрел о каждой стране целиком за один вечер - все три залпом), Познеру и компании удалось, пожалуй, главное: они сумели выделить, чем же северные страны, на первый взгляд очень похожие друг на друга, действительно схожи, а в чем - весьма заметно отличаются. Это было сделано на широком историческом и культурологическом фоне, с привлечением документов и мнений жителей этих стран, а потому картинка выстроилась весьма целостная. Не обходятся стороной и проблемы, но и тотальной критики северян в сериале нет, за счёт чего складывается ощущение объективности, а для документального кино это очень важно.

Признаться, не хочу делать этот пост слишком уж громоздким. И ещё в меньшей степени желаю вносить в него спойлеры. Просто рекомендую вам самим посмотреть «Самых. Самых. Самых» - полагаю, даже тем, кто бывал в Норвегии, Швеции, Дании и Финляндии, этот сериал будет интересен. Ну а я, надеюсь, найду время, чтобы посмотреть и другие документалки Познера.

А вы смотрели сериалы Познера?
Каково ваше мнение о них?

документалистика, журналистика, отечественное кино, сериалы, кино

Previous post Next post
Up